Выходец из Бурятии, написавший «Приключения капитана Врунгеля», пропал без вести

Иван Вoробьев стал автором сценария самого успешного советского мультипликационного проекта

Почти сорок лет прошло со времени первого показа на Центральном телевидении СССР мультсериала «Приключения капитана Врунгеля» (в январе 1980 года), ставшего одним из самых успешных проектов давно ушедшего в небытие советского мультипликационного кинематографа.

Иван Вoробьев стал автором сценария самого успешного советского мультипликационного проекта
Иван Воробьев. Фото: из архива "МК".

Культовый 13-серийный юмористический мультипликационный сериал создан в 1976-1979 годах на студии «Киевнаучфильм» творческим коллективом во главе с режиссером Давидом Черкасским. Мультсериал получил призы на Всесоюзном кинофестивале телефильмов в Ереване и международном кинофестивале телевизионных фильмов в Чехословакии.

Режиссер Давид Черкасский, скончавшийся 30 октября 2018 года на 86-м году жизни, вспоминал: «Это был заказ объединения «Экран», то есть Центрального телевидения. Они занимались сериалами, и это были самые первые советские сериалы, которые они заказывали по всему Советскому Союзу. «Врунгеля» заказали нашей студии. Студия согласилась и поручила это сделать мне. Это первый мультипликационный сериал. До этого был «Ну, погоди!», но это же не серии с продолжениями, а отдельные фильмы. «Врунгель» был первый сериал со сквозным сюжетом. Помнится, в какой-то газете, кажется, в «Известиях», написали, что, когда показывали наш сериал, был перерасход электричества».

Поразительно, но этот мультфильм нисколько не устаревает. На сайтах, на которых размещен для просмотра и скачивания мультсериал «Приключения капитана Врунгеля», полно восторженных отзывов. Но мало кто знает, что в числе создателей мультсериала «Приключения капитана Врунгеля» наши земляки: художник-постановщик Радна Филиппович Сахалтуев и автор сценария Иван Алексеевич Вoробьев.

О Сахалтуеве, как одном из создателей легендарного мультфильма, не раз писали в местных газетах, в том числе — в «МК» в Бурятии». О Вoробьеве информации крайне мало. Только благодаря циклу статей Андрея Мухраева о деятелях отечественного кинематографа — выходцев из Бурятии, читатели узнали о нашем земляке, его деятельности в отечественном кино. В «МК» в Бурятии» (№23 (303) 9-16 июня 2004 г.) размещена статья А.Мухраева «Бурятия — моя малая родина», написанная по результатам телефонного разговора со сценаристом. После прочтения этой статьи в моей памяти всплыли рассказы отца, известного в Бурятии в 50-60-х годах шахматиста. Он вспоминал замечательных людей, с которыми состязался в поединках за звание лучшего шахматиста Улан-Удэ и Бурятии.  

Одним из славной когорты бурятских шахматистов являлся Вoробьев Иван Алексеевич — чемпион города и республики 1951 года. Отец с гордостью рассказывал, что бурятские шахматисты делегировали на работу в отечественный кинематограф одаренного человека. И вот уже после смерти отца я узнал у автора статьи «Бурятия — моя малая родина» Мухраева Андрея Антоновича номер телефона Ивана Вoробьева. Немного робел, набирая его номер телефона. Я услышал в трубке слегка хрипловатый голос человека, очень простого в общении. Представился, рассказал о цели своего звонка. Постепенно разговор приобрел доверительный характер. Иван Алексеевич сообщил мне свой адрес и попросил направить ему экземпляр газеты, в которой была напечатана статья о нем.

Находясь весной 2006 года в Москве, я, предварительно позвонив по телефону, напросился к Вoрoбьеву в гости. Прибыв на место (Банный переулок), я набрал номер его квартиры на домофоне. Ожидая, я увидел на стене 12-этажного дома справа от входа мемориальную доску ранее весьма известной актрисы Аллы Дмитриевны Ларионовой, проживавшей в этом доме после смерти супруга — известного актера Николая Рыбникова. 25 апреля 2000 года знаменитая актриса умерла в этом доме тихо, во сне от обширного инфаркта.

Наконец из подъезда вышел невысокого роста (165-170 см) сухощавый человек в кепке. В его облике чувствовалось наличие казацкой крови. Когда я представился, он на меня внимательно посмотрел. Убедившись, что я той же породы и внушаю доверие, Иван Алексеевич пригласил меня в дом. При этом он сказал, что ожидал увидеть человека более молодого, поскольку голос не соответствует моему возрасту (мне было тогда 46 лет).

Открыв последовательно три входных двери подъезда, мы вошли в кабинку лифта. На девятом этаже лифт остановился. Мы пошли по коридору, в конце которого находилась дверь в его холостяцкую квартиру. Войдя, я увидел в прихожей рекламную афишу кинофильма. Иван Алексеевич предложил мне пройти в зал и сесть на стул. Сам он прошел на кухню.  Я обратил внимание, что он суетится и нервничает. Спустя несколько минут, выходя из кухни, сообщил, что вынужден оставить меня одного на некоторое время. 

Я осмотрелся. Обстановка в квартире Вoрoбьева была очень скромной. В зале располагались стол, книжный шкаф, диван, несколько стульев. В спальне — кровать, стол, тумбочка. На столе стояла механическая печатная машинка, на тумбочке — кипа тонких желтоватых бумаг (напечатанные листы его так и неопубликованного романа). В маленькой кухне — холодильник и газовая плита, в раковине — посуда. Чтобы себя занять, я помыл посуду, разложил ее по местам. Обратил внимание на то, что вода была белесой от хлорки и неприятно пахла.

Спустя минут 20 пришел Иван Алексеевич, принеся в пакете кое-какую еду. Видимо, целью отлучки была необходимость что-нибудь купить для чая. Его верность обычаям не позволяла ему оставить гостя ненакормленным. Признаться, в Москве поесть дешево и качественно — проблема. Я, придя в гости, был голоден, поскольку жил у сестры в Серпухове, откуда уезжал ранним утром.

Я начал задавать ему вопросы, первым из которых был о том, знал ли он моего отца, Назимова Виктора Алексеевича, игравшего в шахматы в Улан-Удэ в 50-60-е годы. Вoрoбьев не смог его вспомнить, но назвал имена знакомых ему шахматистов С.Могордоева, В.Мамилова. Он протянул мне листки с рукописным текстом — письмо, которое так и не отправил мне (эти листки сохранились). Я погрузился в чтение, пока Иван Алексеевич что-то готовил на кухне.

Затем я спросил, встречал ли он в доме Аллу Ларионову — объект обожания всех советских мужчин 50-60-х годов. Он мне рассказал случай, когда встретился с ней в кабинке лифта, куда закатывал велосипед (он регулярно катался в парке, поддерживая хорошую физическую форму). Актриса усомнилась в возможности разместить велосипед в лифте. Однако Вoрoбьев ее успокоил и, подняв переднее колесо вверх, закатил его в таком положении в кабинку (представляю эту сцену).

Далее мы пили чай с молоком (в чае ощущался стойкий запах хлорки) и разговаривали о жизни. Я рассказывал о себе, он — о себе.

— Живу я на маленькую пенсию, — говорил он, — пытаюсь заработать на консультациях в книжных магазинах. Участвую в мероприятиях, где, таким как я, что-нибудь перепадает. Почти каждый день катаюсь на велосипеде в парке Сокольники. Сейчас пишу роман о своей учебе во ВГИКе и сценарий фильма о капитане-подводнике Маринеску.  

— Расскажите о том, как вы научились писать рассказы, повести, сценарии. Лично для меня умение хорошо писать — это таинство. 

— Я с детства любил читать книги. Меня называли «ходячей энциклопедией». Видимо, чтение и развило во мне способность писать художественные произведения. Писать сценарии — совсем непросто. Существуют определенный порядок, правила написания сценариев. Этому меня учили во ВГИКе. Надо расписать роли, слова для каждого персонажа. Сценарий проходит процедуру утверждения, поэтому его могут забраковать. Следует признать, очень хорошо пишут сценарии голливудских фильмов. Там с самого начала и до конца фильма зрителя держат в напряжении, чтобы он не потерял интерес к фильму. Наличием динамики сюжета сценарий фильма отличается от романа, повести. Я всегда тщательно относился к достоверности происходящих в фильме событий. Любая небрежность, неточность, неправдивость для меня немыслимы. В фильме «Большие перегоны» мои знания устройства паровоза, практическое умение им управлять позволили мне детально описать тот процесс, который на экране превосходно воспроизвел наш замечательный актер Николай Крючков. В фильме его ученика играл молодой тогда еще Юрий Николаев. Правда, в отличие от Николая Афанасьевича, он не всегда был в «рабочей форме», регулярно напивался. На курсе со мной училась молодая и одаренная девушка. Отсутствие у нее жизненного опыта не позволяло ей писать правдивые произведения. Это ее сильно огорчало. Мой опыт работы, технические знания и практика помогали мне добиваться реалистичности в описании событий, явлений природы.

Приключения капитана Врунгеля. Серия 1

Смотрите видео по теме

— Как создавался мультсериал «Приключения капитана Врунгеля»?

— Я работал в творческом объединении «Экран», которое обеспечивало размещение заказов на производство фильмов, сериалов на киностудиях страны, сначала редактором, потом заведующим отделом. Поскольку я обладал хорошей памятью и способностью мгновенно выдавать нужную информацию, меня частенько отправляли с отчетом к председателю государственного комитета по  телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР (с 5 июля 1978-го — Гостелерадио СССР) Лапину Сергею Георгиевичу. Это были настоящие экзамены на профпригодность. Умение их выдерживать позволяло мне занимать достаточно высокую должность в системе производства телефильмов. 

У меня была возможность в свободное от административной работы время писать сценарии фильмов. Это приносило мне существенный денежный доход. Книга Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» была моей любимой книгой в детстве, и я всегда мечтал написать сценарий по этому произведению. Я служил моряком на Тихоокеанском флоте и хорошо знал морскую терминологию, обычаи. Эти знания мне пригодились при создании сценария. К сожалению, не все мои идеи вошли в мультфильм. Что-то было изъято режиссером Давидом Черкасским, который сам фонтанировал идеями, напичкав фильм авангардными приемами. 

Я приезжал в Киев, и мы с Черкасским на месте решали вопросы создания мультфильма. Я на правах автора и представителя заказчика участвовал в процессе подбора съемочной группы. Зная, что Радна Сахалтуев живет с 1961 года в Киеве, я предложил поручить ему реализацию сценария в качестве художника-постановщика. Черкасский меня поддержал. Радна тоже согласился. Этот выбор оказался удачным.

Черкасский, будучи жизнелюбом (и отъявленным бабником), смог собрать под свои знамена многих известных артистов. В создании песен участвовали композитор Георгий Фиртич, Ефим Чеповецкий (автор слов песен), роли озвучивали Зиновий Гердт, Семен Фарада, Евгений Паперный, Георгий Кишко, Вениамин Смехов, Григорий Шпигель. Это известные мастера, внесшие значительный вклад в успех фильма.

— Получаете ли вы авторский гонорар за показ ваших фильмов и мультсериала «Приключения капитана Врунгеля»?

— Ничего я не получаю. Живу на пенсию (весьма скромную. — О.Н.). У меня есть дети — сын Андрей от первого брака и дочь Наташа от второго брака, которые живут отдельно. Недавно умер мой родной брат — для меня это большое горе. Уходят люди, которые мне дороги. К сожалению, это неизбежно.

— Вы не боитесь жить один, вы ведь немолоды, мало ли чего?

— Я стараюсь об этом не думать. Поддерживаю себя в форме, занимаюсь физическими упражнениями. Меня беспокоит, что в нашем кооперативном доме (построен в 1970 году) сейчас проживают какие-то «темные» личности. А раньше — только люди, имеющие отношение к кинематографу. Теперь таких — все меньше.

— К вам кто-нибудь приходит в гости?

— Раньше многие у меня останавливались. Вот на этой кровати спал И.Калашников, другие известные земляки. Приходил в гости С.Говорухин. Недавно в бумагах нашел его письмо, которое он мне отправил из Одессы в 60-х годах. В 1966 году на экраны страны вышел его фильм «Вертикаль». Песни Владимира Высоцкого из фильма произвели фурор. Многие заучили их наизусть. Сейчас у меня почти никого не бывает. Времена такие…

— Говорухин сейчас неплохо устроился. Вы не обращались к нему за помощью?

— Нет. Не хочу унижаться.

— А про Высоцкого могли бы что-нибудь рассказать?

— Внешне он ничем не выделялся. Роста небольшого. Приходил во ВГИК к нашим студенткам. У нас училась его вторая жена — Людмила Абрамова. Парни предлагали надавать ему тумаков. Когда решался вопрос о претендентах на роль Шарапова в фильме «Место встречи изменить нельзя», я был среди тех, кто настаивал на кандидатуре Владимира Конкина. Многие были против (включая Высоцкого).

— Какое свое произведение вы считаете лучшим?

— Я сейчас работаю над романом о ВГИКе, который всегда был средоточием талантов. В годы моей учебы в вузе учились Василий Шукшин, Андрей Тарковский, Евгений Харитонов, Игорь Ясулович, Андрей Смирнов (сын писателя Сергея Смирнова), Андрей Сергеевич (Андрон) Кончаловский (Михалков) и другие известные деятели отечественного кинематографа. Думаю, что этот роман будет лучшим произведением, что выйдет из-под моего пера…

...Иван Алексеевич проводил меня до станции Каланчевская. Я купил билет до Серпухова. Мы пожали друг другу руки и попрощались. Я тогда не мог предположить, что больше мы не увидимся. В 2008 г. я с ним созванивался последний раз. Как выяснилось, в 2009 г. Вoрoбьев вышел из дома и пропал. Никто не знает, что с ним случилось.

Учитывая цену жилья в Москве, риск для жизни пожилого человека — запредельный. Только в 2018 г. в г. Москве пропало бесследно 3600 человек преклонного возраста. Возможно, они стали жертвами лиц, осуществляющих бизнес на продаже квартир, в которых проживали старики, неспособные за себя постоять. Это системная проблема общества, в котором единственную ценность представляют денежные знаки. Наш земляк Вoрoбьев Иван Алексеевич — человек уходящей эпохи. Он болезненно воспринимал перемены в стране, когда миллионы граждан оказались в нищете именно потому, что хваткие ребята, не обремененные моралью, безнаказанно разворовали созданное многими поколениями россиян достояние. Сейчас подобные им даже переписывают историю, стремясь присвоить чужие заслуги.

В «Википедии» автором сценария мультсериала «Приключения капитана Врунгеля» указан некто Чеповецкий Ефим Петрович (автор слов песен), скончавшийся в 2014 г. в Чикаго в возрасте 94-х лет. Оказывается, Вoробьев И.А. — это его псевдоним. Я попытался исправить вики-текст, но мои попытки не увенчались успехом. В других источниках автор сценария — Илья Вoрoбьев (видимо, лучше подходит для псевдонима Чеповецкого Е.П.).

Я долго не мог понять, почему ни режиссер Д.Черкасский, ни художник Р.Сахалтуев в своих интервью ни слова не сказали об Иване Вoрoбьеве — об авторе сценария (по сути, ключевой фигуре), хотя его роль в создании мультсериала весьма велика. Дело в том, что основой сценария мультфильма явилась повесть Андрея Некрасова, вышедшая еще в 1937 году. Однако творческая работа Вoрoбьева позволила затмить оригинал. Сценарий имеет большие различия с повестью, по которой был поставлен. Сюжет был переделан практически полностью, хотя и включал почти все комические сцены. Основным отличием можно считать то, что если в книге капитан Врунгель совершает кругосветное путешествие по собственному желанию, то в мультфильме он участвует в регате. Также в мультфильм были включены роли итальянских мафиози, чего не было в повести. Центральный сюжет основан на похищении Фуксом статуи Венеры и преследовании яхты «Беда» итальянской мафией. Действие происходит не в 1930-х годах, а в 1970-х, и Джулико Бандитто — уже не сержант армии Муссолини, а просто бандит. Де Ля Воро Гангстеритто, агента 00Х и капитана «Черной Каракатицы» в книге не было. 

Настоящий украинец, Черкасский никогда не упускал возможности рассказать о своей исключительной роли в создании мультфильма. По его словам, чуть ли не все идеи сюжета принадлежат ему. Оставим на его совести такую нескромность. Как известно, у победы много отцов. Но почему уроженец Бурятии Р.Сахалтуев, который стал художником мультсериала по рекомендациям И.Вoрoбьева, о нем даже не вспомнил?

По моему мнению, все дело в сложных взаимоотношениях заказчика и исполнителя. Заказчиком мультсериала являлось московское творческое объединение «Экран», на котором работал Вoробьев. А все съемки проходили на «Киевнаучфильме». Эта студия отличалась тем, что туда массово брали «непрофильных» людей. Например, тот же Давид Черкасский не имел ни режиссерского, ни художественного образования. Он закончил инженерно-строительный институт, а рисовать учился сам. Творческая команда решила «поправить» сценарий Ивана Вoрoбьева, который воспринимался как представитель Москвы, чьи имперские амбиции и диктат уже в те годы (конец семидесятых) вызывали недовольство. Оглушительный успех мультсериала создал предпосылки для «потери памяти» о роли «клятых москалей» в его создании.  

Несправедливо, когда роль Ивана Вoрoбьева как автора сценария «Приключения капитана Врунгеля» (считаю намеренно) принижается. Именно благодаря Вoробьеву (его должностному положению) студия «Киевнаучфильм» получила заказ на производство этого теперь уже легендарного мультсериала. Не следует забывать, что сценарий фильма — документ, существенная переработка которого в процессе съемок недопустима. Если послушать режиссера Черкасского, можно подумать, что сценарий и то, что в итоге было снято — две большие разницы. Признавая его роль в успехе мультсериала, нельзя забывать и других его создателей. «Приключения капитана Врунгеля» — это, несомненно, плод совместного творчества людей, среди которых сразу два наших земляка — Иван Вoрoбьев и Радна Сахалтуев. Мы им благодарны.

P.S. Роман о ВГИКе Иван Вoрoбьев так и не закончил. Судьба его рукописей мне неизвестна. Хотелось бы что-нибудь узнать о родственниках Ивана Алексеевича Вoрoбьева, проживающих в Бурятии. Возможно, статья в газете вызовет их отклик.          

Иван Воробьев. Фото: из архива "МК".

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 15 мая 2019

Заголовок в газете: Человек, который написал «Врунгеля»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру