В Улан-Удэ с 25 марта вступят в силу новые тарифы на проезд в общественном транспорте

Горсовет: «Решение тяжелое, но не можем вновь оттягивать с его принятием»

На минувшей неделе после «летних каникул» в столице Бурятии прошла очередная сессия городского совета, на повестке которой было 13 вопросов.

Горсовет: «Решение тяжелое, но не можем вновь оттягивать с его принятием»

Ключевым из них стало повышение оплаты проезда в общественном транспорте, не происходившее в Улан-Удэ с 2016 года.

Через полтора часа докладов и дебатов законопроект городской администрации был принят и сразу же вызвал недовольство среди горожан. «Куда же выше?» — возмущались в социальных сетях. Но все оказалось не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Почему депутаты приняли столь «непопулярное» решение и о чем говорили помимо него — в нашем материале.

Откуда ноги растут

В 2008 году республиканские органы власти делегировали полномочия по регулированию действующих тарифов на перевозку автомобильным транспортом городским властям, которые должны устанавливать их едиными как для частных, так и для муниципальных перевозчиков. А с конца 2019 года могут менять исходя из стоимостных показателей по отдельным статьям расходов максимум на 20%. И вот к сентябрю 2020-го эта потребность возникла, став подобно дамоклову мечу. Улан-Удэнский городской совет вынужден был повысить тариф с 20 до 24 рублей.

Существенную роль здесь сыграли инфляция последних четырех лет и ряд ценообразующих факторов — подорожание «солярки» на 33% (с 37 до 49,90 руб.), бензина на 11% (с 38 до 42,72 руб.) и увеличение минимального размера оплаты труда до 18195 руб. Следом выросли отчисления на социальные нужды и требования к технико-эксплуатационным показателям. В сухом остатке затраты на каждый автобус достигли около 1 230 000 руб. (27% из которых уходят на топливо, 25% — на зарплату и 8% — на страховые взносы).

При экспрессном режиме движения (с остановками на начальном и конечном пунктах) и полуэкспрессном (с несколькими остановками на всем пути) он, экономически обоснованный, и вовсе составляет 64 руб. на человека, а не 22. Но с учетом социальной значимости не может подняться выше 28.

— Каждый день маршруты №№134 и 135 проходят по 30 километров в одну сторону — от площади Банзарова до поселков Сосновый Бор и Звездный, столько же — в другую и вывозят по 1090 и 2159 человек соответственно, — сообщил и.о. председателя комитета экономического развития и туризма администрации Улан-Удэ Игорь Елбаскин. — Они совершают 80 рейсов силами «муниципалов» из-за ухода «частников» и, естественно, водители нуждаются в финансовом стимулировании работы.

Непростая ситуация складывается и с перевозками электрическим транспортом, где свою лепту вносят изменение их объема и подвижного состава, стоимости электрической энергии, горюче-смазочных материалов, текущего и капитального ремонта. Содержание трамвая исчисляется «кругленькими» суммами: 52 млн руб. — на свет, 321 млн — на обслуживание, и реальная оплата проезда равняется 65 рублям, предельная же цена — 18. Цена проездного билета должна повыситься пропорционально ей, иначе автоматически введутся льготы, и убытки будут компенсироваться из городской казны (чем выше скидки, тем больше субсидии).

Необходимость подорожания «уличных поездов» объясняется не только этим. Если разница в тарифах между автобусами и трамваями не сократится до 6 рублей, а сохранится на уровне 9, многие пассажиры с первого пересядут на второй, частные перевозчики понесут потери и уйдут с рынка.

«Около 40 тыс. человек не смогут ежедневно выезжать из отдаленных микрорайонов, — сказал Елбаскин. — Чтобы возместить дефицит, придется дополнительно приобрести 150 автобусов на 711 млн рублей и ежегодно тратить на их содержание 400 млн, плюс построить базы, что нереально при нынешней структуре муниципального бюджета. В результате окажется не выполнена важнейшая функция власти — организация транспортного обслуживания в пределах городского округа».

Оставить нельзя повысить

При обсуждении спорной темы разделились и мнения народных избранников. Депутат Вадим Бредний считает, что плату за проезд в маршрутках повысить можно, так как расходы там не соотносятся с доходами. Но вот стоит ли повышать ее в трамваях? «Мы не вправе делать этого, пока не обеспечим льготный проезд для определенных категорий граждан, — заявил депутат. — На главном социальном виде транспорта ездит большинство наших избирателей, особенно пожилых, которым больно терять три рубля.  Предлагаю вернуться к данной проблеме в 2021 году».

— Вопрос действительно «сырой», — согласилась депутат Елена Вахрушкинова. — Мы должны обсудить его после того как введем проездные билеты, социальные карты и контрольно-кассовые аппараты. Нужно учесть социальные стандарты обслуживания. Нельзя просто поднять тарифы на фоне эпидемиологической обстановки и экономической ситуации.

— По крайней мере, нет необходимости поднимать цену на проезд в трамваях, — отметила депутат Долгор Норбоева. — Можно дифференцироватьтарифы на перевозки маршрутными автобусами — учесть плотность населения, протяженность и востребованность маршрутов, ведь среди них есть и прибыльные, и убыточные.

Председатель профильного комитета горсовета Сергей Бурдиков отметил, что не стоит создавать неравные условия для жителей, и вместе с некоторыми коллегами по корпусу поддержал проект документа.

«Мы обсуждаем эту инициативу с октября 2019 года, понимаем, что решение тяжелое, но не можем вновь оттягивать его принятие, — отметил депутат. — Экономически обоснованные тарифы значительно превышают предлагаемые. А меры компенсации зависят от возможностей бюджета — очень дефицитного в условиях экономического спада».

Увеличение стоимости проезда продиктовано не только потребностью свободного перемещения по Улан-Удэ, но и сохранением рабочих мест для сотрудников, среди которых замечен массовый исход за последнее время. Как рассказал председатель профсоюза автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Бурятии Игорь Сластин, часть комфортабельных автобусов самоликвидировалась, а количество профессиональных водителей сократилось.

— Машины стоят во дворах, шоферы уезжают на вахты в другие регионы и уходят на работу в другие сферы. Мы дошли до ручки. Если положение не изменится в течение месяца, 50% перевозчиков рискуют исчезнуть. На остановках останутся очереди, как в советские времена, снизятся качество и безопасность. И без того маршрутки переполненные идут. Жители подолгу ждут или вообще не могут выехать из пригородных поселков — вынуждены скидываться друг с другом на такси.

Несмотря на возникшие противоречия, изменения в тарифах были приняты, они вступят в силу с 25 сентября 2020 года.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 23 сентября 2020

Заголовок в газете: Вынужденная необходимость

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру