Об итогах работы администрации столицы Бурятии в 2021 году и первостепенных задачах на 2022 год мы беседуем с мэром Улан-Удэ Игорем Шутенковым.
— Игорь Юрьевич, как завершился для города 2021 финансовый год, удалось ли выполнить план по доходам и расходам? И с какими трудностями пришлось столкнуться?
— Из-за пандемии коронавируса, начавшейся с 2020 года, 2021 год представлялся нам очень тяжелым. Ситуация была непростой, предприятия работали в усеченном режиме, при том, что более половины собственных доходов столицы Бурятии — это НДФЛ. И в этих условиях неопределенности мы планировали проект бюджета на 2021 год, «замахиваясь» на дополнительные расходы, не будучи полностью уверенными, что они будут обеспечены финансовыми средствами. Но мы пошли на риск, запланировали расходы, которые были необходимы на коммунальную сферу, на софинансирование своего участия в государственных программах развития и прочее. В итоге мы с напряжением, но завершили год с перевыполнением бюджета по доходам.
— За последние годы в Улан-Удэ появилось немало новых объектов — школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов. Ложится ли бременем их содержание на муниципальный бюджет?
— Это, безусловно, позитивные изменения. Мы смогли обеспечить большее количество детей местами в садах, снизить нагрузку на школы, ликвидировав третью смену в большинстве из них, создать для горожан условия для занятий спортом и физической культурой. С одной стороны, в городе решаются социальные проблемы, с другой — да, растет нагрузка на бюджет, ведь содержание сети муниципальных учреждений, включая средства на оплату труда сотрудников, — это наши полномочия. Для примера: содержание каждого детского сада обходится муниципальной казне примерно в 35 млн рублей. Это выплата зарплаты, охрана, отопление, освещение, уборка территории. А таких садиков мы построили 14.
В целом на содержание всех муниципальных объектов, включая расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, идет порядка 7 млрд рублей ежегодно.
— Тем не менее город активно участвует в реализации множества целевых, региональных и федеральных программ и национальных проектов.
— Мы участвуем во многих программах, где от нас требуется софинансирование, делаем это с удовольствием, потому что это реальная возможность привлечь на социальное развитие Улан-Удэ крупные федеральные ресурсы. К сожалению, мы пока не вкладываемся в проекты, которые приносили бы деньги.
Мы вкладываемся в «социалку», работаем на интересы горожан, на создание благоприятной и комфортной среды, именно поэтому традиционно мы называем свой бюджет социально ориентированным.
— Одна из самых эффективных программ, которая всегда на слуху — «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Расскажите об основных итогах ее реализации.
— По федеральной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» мы третий год получаем по 700 миллионов рублей и реконструируем порядка 30 км дорог. До этого сумма была наполовину меньше. Это результат совместной работы всех уровней власти, характеризующей отношения между мэрией Улан-Удэ и правительством Бурятии, главой республики. Если работать сообща, то и проблемы решаются быстрее, эффективнее. К примеру, по итогам торгов на строительство дорог у нас остается экономия. Мы договорились с правительством, что не будем возвращать ее обратно в бюджет, а направлять на нужды города — в частности, на ремонт дорог, не попавших в основной перечень. И обязательно с учетом мнения горожан. Раньше такой практики не было.

Сейчас проводим торги по дорожным объектам заранее, чтобы подрядчики подготовились к ремонту, закупили недостающую технику и ресурсы. Например, по объектам дорожного строительства на 2022 год торги провели в конце 2021 года. Как только подрядные организации будут готовы, позволит погода, они выйдут на объекты. В условиях короткого сибирского лета это самая верная модель организации работы. Каждый новый или обновленный километр дороги несет дополнительные затраты муниципального бюджета. Нужно нанести разметку, провести освещение, установить светофоры, где этого требуют вопросы безопасности. Бесконечный процесс, потому что одновременно с введением в эксплуатацию новых дорог выходят из строя старые. В Улан-Удэ порядка 600 километров дорог, которые необходимо содержать и ремонтировать.
В свое время я обратился с просьбой к Улан-Удэнскому городскому совету депутатов помочь проконтролировать качество дорожного строительства. К этой работе депутаты привлекли не только наших специалистов, но и общественников.
Контроль дал свои плоды — подрядные организации теперь даже не пытаются что-то тяп-ляп сделать, чтобы тайком сэкономить деньги, например, на бетоне, на других скрытых работах. Мы продолжим двигаться в этом направлении. Будем держать ремонт дорог на контроле.
— В каких федеральных программах город будет участвовать впервые?
— В программе «Чистый воздух». Проблема формировалась десятилетиями. Системно не решалась. Мы первыми взялись за эту работу. Последние три года планомерно готовились — изучали опыт других городов, проводили научно-исследовательские изыскания, вырабатывали пути решения проблемы грязного воздуха с правительством, учеными, общественностью. Работа была проведена колоссальная, и пусть не сразу наше видение было принято, сейчас мы движемся именно по нашему плану.

Большую поддержку в этом нам оказал глава Бурятии Алексей Самбуевич Цыденов, который увидел проблему и сразу присоединился к ее решению. В итоге мы войдем в федеральную программу почти на 2 года раньше, не в 2024-м, а в 2022 году. А за счет комплексного подхода постараемся решить проблему грязного атмосферного воздуха в максимально сжатые сроки. Под комплексным подходом подразумевается использование бездымного топлива и модернизация электросетевого хозяйства в частном секторе, чтобы можно было перевести большинство домовладений на электроотопление.
— То есть если бы город просто ждал и ничего не предпринимал, мы не вошли бы в программу «Чистый воздух»?
— Первоначально в федеральную программу вошли 12 городов России, расширять этот перечень не планировалось. Когда на уровне правительства РФ стали анализировать, почему в программу не попали города с худшими условиями, и возник вопрос по Улан-Удэ. К этому времени мы были уже готовы войти в проект, вся работа по изучению проблемы, обоснованию мероприятий была проведена. Теперь наша задача провести модернизацию электрических сетей. К тому моменту, когда все это заработает, неизвестно, сколько будет стоить твердое топливо. Вы же видите, как подорожали дрова.
— Недавно мэрия удивила тем, что занялась хронической проблемой жителей ДНТ и СНТ, страдающих от постоянного отключения электроэнергии.
— Мы подошли к решению проблемы, которую наши предшественники видели, но браться за нее откровенно опасались. Это частный сектор Улан-Удэ, возникший на базе многочисленных ДНТ и СНТ. Земли под них выдавались людям бесплатно, дачники утверждали уставы, в которых прописывали, что берут на себя все расходы и обязательства по строительству дорог, электрификации, организации водоснабжения и прочее. За многие годы участки в СНТ и ДНТ по нескольку раз поменяли своих владельцев, и в какой-то момент люди стали задаваться вопросами: почему у них нет воды, нет дорог, нет электричества, а в уставы не заглядывают.
Но мы не можем вложиться туда бюджетными средствами — это будут нецелевые расходы. И в то же время не можем оставить без поддержки наших горожан, которые подолгу сидят без света, потому что сети либо без хозяина, либо хозяева — безответственные. Нынешняя зима показала, что проблемы с электричеством в СНТ и ДНТ обостряются. В итоге по нашей инициативе электрохозяйство сразу 33 товариществ было передано на обслуживание ПАО «Роcсети Сибирь», и по ним уже не возникает проблем. Осталось решить проблему еще 25 дачных товариществ. Вопрос назрел, и мы приняли решение привести сети в нормативное состояние и передать их на баланс энергетикам. На эти цели глава Бурятии распорядился выделить из республиканского бюджета около 57 млн рублей.
— Сейчас частный сектор в Улан-Удэ больше не разрастается?
— Помимо 67 тысяч домовладений, пересчитанных нами буквально по каждой трубе, из которой идет дым, в собственности у горожан находятся еще порядка 30 тысяч участков, которые не застроены. То есть в перспективе может появиться еще около 30 тысяч жилых домов, где пока только земля и нет никакой инфраструктуры. Недавно по договоренности с главой Бурятии мы изыскали деньги на подготовку проектно-сметной документации к тем участкам, которые прежняя городская администрация выделяла многодетным семьям. Просто землю, без ничего. Сейчас мы «догоняем» — хотим провести для многодетных семей свет, воду, дороги.
— В 2021 году у всех на слуху и на виду в рамках проекта по благоустройству общественных территорий проходила реставрация площади Революции. Какие проекты предусмотрены на 2022 год?
— Мы продолжим благоустройство территории вокруг Гостиных рядов. В прошлом году помимо общего благоустройства площади Революции там установили качели. Для нашего, в некотором смысле, «замкнутого» города это было нестандартное решение. Противников было немало, но качели полюбились горожанам — они не оставались пустыми даже зимой. Пару раз их уже ломали от чрезмерной нагрузки. Мы полностью будем делать апгрейд вокруг всей площади. В 2022 году на очереди — левая сторона территории, там, где шахматный сквер. После реконструкции с установкой нового фонтана и скульптурной композиции нашего прославленного художника Даши Намдакова эта территория заиграет и красками, и новыми смыслами. Убежден, что Гостиные ряды и территория вокруг них должны стать точкой притяжения, знаковым и любимым местом отдыха для горожан, которое с гордостью можно будет показывать гостям. Кроме того, будет проведена полноценная реставрация сквера «Зодчий» на проспекте Строителей.
— Работа общественного транспорта в городе постепенно стабилизируется, за 3 года пополнился трамвайный парк, возрождены муниципальные перевозки за счет покупки новых вместительных автобусов. Но тем не менее сфера еще остается объектом критики горожан.
— Вы помните, какую огромную работу провел город, чтобы приобрести «Львят» на средства первой дальневосточной субсидии, которая пришла в Бурятию после вхождения республики в ДФО.
Последний раз МУП «Управление трамвая» приобретало трамваи 10 лет назад, и это был всего один вагон с Усть-Катавского завода. Я принимал непосредственное участие в выборе вагонов. Непростое было решение, поскольку многие города шли, что называется, по накатанной и покупали новые вагоны старых серий, потому что те были дешевле. Мы остановились на низкопольных «Львятах» и не прогадали, а за счет экономии на торгах приобрели не 13 вагонов, а 15. Те заводы, которые предлагали подешевле, получили слишком много заявок и в итоге не смогли выполнить их все. И некоторые заказчики остались без своих трамваев, а неосвоенные бюджетные деньги пришлось вернуть. Также вплотную занялись развитием МУП «Городские маршруты». В частности, два года назад купили 42 автобуса ПАЗ. В 2021 году взяли два низкопольных автобуса большого класса МАЗ и один автобус ПАЗ. На этот год из бюджета Бурятии выделено порядка 500 миллионов рублей для приобретения еще 56 больших и средних автобусов. С учетом новых предложений главы Бурятии количество автобусов может быть увеличено. Мы намерены создать полноценный МУП с большим количеством автобусов. Для привлечения кадров поднимем заработную плату водителям.
— А что будет с частниками?
— Наша задача возродить мощь муниципального общественного транспорта, но не отказываться от частника. Большие автобусы будут ходить по магистральным улицам. Частные перевозчики также останутся, учитывая то, что в большинстве отдаленных микрорайонов параметры и состояние дорог не соответствуют габаритам автобусов большой вместимости. Все, что мы делаем, делаем в интересах горожан. В частности, в минувшем году ввели два кольцевых трамвайных маршрута №7 и №8. Люди оценили, число пассажиров резко выросло. Мы провели эксперимент с так называемым пересадочным тарифом, и тоже признали его успешным. Пересадочный тариф — услуга, благодаря которой снижается стоимость проезда путем комбинирования поездок на трамвае и автобусе. Такая система работала на автобусном маршруте №1 из отдаленного микрорайона и с участием всех трамвайных маршрутов с середины октября прошлого года. В результате снизилось количество жалоб, исключилось многократное дублирование маршрутов и загруженность магистральных улиц, а пассажиры помимо экономии средств получили удобство и сокращение времени поездки. Мы хотим расширить услугу на основные маршруты города по направлениям Загорска, Левобережья, 40-х кварталов и мкрн Забайкальский.
— Минувший отопительный сезон запомнится аварией на ТЭЦ-1, из-за пожара в отсеке турбинного цеха в четвертом часу ночи 23 декабря. Была угроза разморозки системы отопления. Есть ли в этом хотя бы косвенная вина города?
— Вся наша «малая» энергетика и теплоэнергетика накануне нового отопительного сезона прошла тщательную проверку специальной комиссией, все, кроме ТЭЦ -1, которая — вне нашей компетенции. Теплоцентралям — объектам «большой» энергетики — паспорт готовности выдавало минэнерго РФ. Те объекты, которые проверял и принимал муниципалитет, включая городские котельные в микрорайонах, преодолели осенне-зимний максимум без аварий. К слову, побывавший в командировке в Улан-Удэ после аварии на ТЭЦ-1 заместитель министра энергетики РФ лично смог убедиться в качестве подготовки объектов энергетики к зиме, тех же мазутных котельных, например. Благодаря налаженному взаимодействию с ТГК-14 генерирующая компания учитывает наши принципиальные требования и нашу позицию по этому вопросу. Все котельные мы привели в такое состояние, что ни одна из них не «стрельнула» даже при высокой нагрузке.
По аварии — ни один дом, детский сад или школа не были разморожены. Да, температура в квартирах горожан понизилась. Но совместными усилиями всех здесь действительно была командная работа, нам удалось преодолеть последствия, выйти в рабочий режим. Надо отдать должное улан-удэнцам, которые с пониманием отнеслись к ситуации, холодным батареям и отсутствию горячей воды. Мы были готовы к развитию любого сценария.
— Если говорить о качестве предоставляемых услуг, то выполняет ли свои обязательства в этом плане ТГК-14?
— Справедливости ради нужно сказать, что количество обращений от потребителей на низкую температуру, горячего водо- и теплоснабжения значительно сократилось. ТГК-14 тоже извлекает уроки и улучшает свою работу.
— Еще одна чрезвычайная ситуация минувшего года была связана с паводками…
— В Улан-Удэ из-за подъема уровня воды в Селенге 11 июня был введен режим функционирования «Повышенная готовность», а 2 сентября — режим «Чрезвычайная ситуация». Мы ждали и готовились к паводку. Для профилактики более тяжких последствий провели отсыпку защитной насыпи вдоль береговой линии Селенги общей протяженностью 2,5 километра. Эти меры позволили защитить горожан и прилегающие территории от возможного затопления. Если бы не насыпь, последствия были бы гораздо серьезнее. Оперативный штаб на Левом берегу работал круглосуточно, решал все вопросы, наши люди и техника боролись буквально за каждую улицу, проулок. Сейчас мы готовимся к возможному паводку 2022 года, а также начинаем крупномасштабные работы по реконструкции существующей защитной дамбы.
— Не могу не спросить о реализации программы «Зеленый город». Каковы ее предварительные итоги, какие планы по озеленению в 2022 году?
— Три года назад мы дали старт программе «Зеленый город». За это время было высажено более 80 тысяч саженцев. В нынешнем году в планах высадить еще 16 тысяч. Для дальнейшего озеленения создаем плошадку для выращивания саженцев. Ее открытие планируется весной. В результате мы будем иметь собственные саженцы, а не приобретать их на стороне по высоким ценам, что очень важно. Кроме того, делаем водоводы в парках и скверах, потому что без воды в нашем городе зеленые насаждения растут плохо. Отработали вопрос использования иловых залежей, которые мы прежде вывозили из города, тратя бюджетные средства. Теперь получили соответствующие сертификаты, отработали технологию получения настоящего гумуса. И будем использовать его для газонов и для посадки деревьев и кустарников в городе.
— Во время избирательной кампании вы провели встречи с жителями во всех микрорайонах города. Как идет работа с обращениями и наказами, которые вы получили на этих встречах?
— На встречах с горожанами мне поступило более четырех тысяч обращений. Они касались благоустройства дворовых территорий, ЖКХ, ремонта дорог, строительства новых школ и детских садов, улучшения работы общественного транспорта и прочее — мы их сгруппировали в 26 направлений. Наказы легли в основу дорожной карты развития Улан- Удэ на ближайшие годы. Чтобы было удобно отслеживать как продвигается выполнение наказов, разработали специальную информационную систему «Наказы мэру». Сегодня в системе на исполнении находятся 255 наказов.
— Как продвигается работа над созданием мастер-плана развития Улан-Удэ и есть ли уже какие-то очертания ближайшего будущего нашего города?
— Мы еще в 2019 году подготовили комплексный план развития города. Но сегодня нам необходим не просто набор мероприятий, нам важно понимание куда мы движемся, каким будет наш город в недалеком будущем, какое место он займет в экономике страны. Надеюсь, что мастер-план, над концепцией которого мы работаем, даст нам четкое понимание, что собой представляет Улан-Удэ сейчас и каким он будет, скажем, через 5, 10, 30 лет. Каким видят наш город в перспективе жители Улан-Удэ, предприниматели, которые хотели бы открыть свое дело, инвесторы, уже сейчас вкладывающие деньги в проекты, что будет с теми же СНТ и ДНТ, где разместятся производственные мощности, а где — точки притяжения? На эти и другие вопросы и должен ответить новый инструмент планирования — мастер-план. Концепция его будет представлена на Восточном экономическом форуме и после его одобрения проведем торги по поиску подрядной организации на его разработку.
Все мы желаем себе и своим детям лучшей жизни, и не где-то там далеко за горизонтом событий, а здесь и сейчас, в обозримом будущем. Я искренне верю, что лучшие времена не за горами. Планов у нас много, эффективная команда есть, взаимопонимание между органами власти и горожанами налажено. Нужно только работать.