«Сердце Пармы» показало превосходство дипломатии над силой оружия

Кинолюбители поставили на один уровень Битву при Чердыни с Битвой бастардов из «Игр престолов»

6 октября состоялась всероссийская премьера одного из самых амбициозных российских проектов – «Сердце Пармы». Сопровождалось производство фильма, как это обычно бывает с подобными фильмами у нас, обширной рекламной кампанией. Вот, например, даже 2ГИС на своих картах отметил места, на которых шли съемки.

Кинолюбители поставили на один уровень Битву при Чердыни с Битвой бастардов из «Игр престолов»
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА РУССКОГО ДРАМТЕАТРА ИМ. Н. БЕСТУЖЕВА

Однако российский зритель, привыкший к тому, что за красивой рекламой скрывается нечто неприглядное, воспринял идею об очередной экранизации романа Алексея Иванов хотя и с интересом, но с опаской – навык российских киноделов снимать историческое кино про что-то, кроме как про периоды Великой Отечественной, скажем так, плохо отработан. В основном выходит что-то типа «Викинга», «Союза спасения» и «Тобола» (по все тому же Иванову, кстати). В случае же с «Сердцем Пармы» можно вздохнуть с облегчением – фильм не без шероховатостей, но с уверенностью можно сказать, что он удался.

В Бурятии премьеру ждали с особым чувством, ведь в съемках, как писал МК в Бурятии, участвовали и бурятские актеры, в том числе, исполнительница главной женской партии – Елена Ербакова (Тиче), бывшая актриса театра русской драмы имени Бестужева.

ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА РУССКОГО ДРАМТЕАТРА ИМ. Н. БЕСТУЖЕВА

Руководил съемками Антон Мегердичев – довольно опытный режиссер, работал с разной степенью успешности в жанрах комедии («Ёлки 3»), фэнтези («Темный мир»), фильм-катастрофы («Метро»), спортивной драмы («Движение вверх») и прочее. Теперь на его счету еще и историческая драма.

Опыт и навыки в различных жанрах положительно сказались на «Сердце Пармы». Поставлен и снят фильм действительно очень хорошо. Декорации и костюмы выполнены на высоком уровне и смотрятся очень убедительно, погружая в происходящее на экране. Воссозданный мир представляется реальным, нет ощущения того, будто это сходка реконструкторов с пластмассовыми мечами, как это бывает у проектов с тощим бюджетом. Для сцен разных тонов грамотно подобраны средства выразительности: в ритуалах вогулов – рваный клиповый монтаж, создающий напряжение, в драматических сценах – красивые ракурсы с акцентом на актерской игре и неспешные пролеты камеры, в сценах повседневности фильм дает лучше рассмотреть быт и хвастается декорациями, обилием деталей и т.д.

Батальные же сцены необходимо отметить отдельно. Их тут довольно много, а одна из них и вовсе занимает немалую часть третьего акта фильма. Сражения действительно воспринимаются как сражения, в них задействовано большое количество массовки, реквизита, они хороши с точки зрения хореографии, если не считать некоторые мелочи (когда, например, персонаж бьет не по противнику, а по воздуху рядом с ним). Битву при Чердыни и вовсе можно назвать жемчужиной картины, фильмом в фильме, по уровню сопоставимой с «Битвой бастардов» из небезызвестной «Игры престолов». Довольно точное сравнение, на наш взгляд.

Также картина примечательна сильным актерским составом: это и теперь уже обрекший себя на популярность Александр Кузнецов (князь Михаил), и гениальный Евгений Миронов (епископ Иона), исполнивший чуть ли не лучшую партию в фильме, и уже упомянутая Елена Ербакова, которая своей сверхъестественной красотой и игрой очаровывает не только персонажей фильма, но и зрителя. Отдельно хочется упомянуть Сергея Пускепалиса (Полюд), недавно трагически погибшего.

При этом фильм не лишен недостатков. Помимо уже упомянутых огрехов с хореографией, хотелось бы отметить довольно неровный темп повествования. Фильм излишне долго фокусируется на некоторых моментах, а иногда делает моментальные скачки во времени или показывает некоторые события быстрее, чем хотелось бы. Речь героев изобилует различными понятиями, неизвестными массовому зрителю. А некоторые персонажи, например, татарин Исур или Бурмот, которые являются довольно близкими соратниками князя Михаила, выполняют по факту роль персонажей-функций, их характеры практически не раскрываются.

Фильм, как нам кажется, помимо прочего, указывает на то, что объединять людей и земли можно не только оружием, как это делает в рамках киноповествования Иван Грозный, но еще и дипломатией, талант к которой демонстрирует князь Михаил, чем и собирает вокруг себя соратников разных национальностей и вероисповеданий. При этом нельзя сказать, что фильм достаточно глубоко раскрывает склонность Михаила к подобной дипломатии, чтобы в полной мере обосновать доверие к себе представителей других народностей. Михаил, можно сказать, сам того не ведая, в какой-то мере воплотил стремление Ивана Грозного к объединению народов, но фильм на этом никак внимание не заостряет.

Финал картины также вызывает двоякие ощущения. Сложилось впечатление, будто создатели, увлекшись, довели хронометраж почти до трех часов, а потом посмотрели на часы, ахнули и решили, что пора бы уже кино закруглять, из-за чего концовка вышла несколько скомканной. Авторы будто не могли определиться с тоном финала, поэтому решили его просто… закончить.

В целом же обозначенные недостатки общее впечатление от «Сердца Пармы» не портят. За такой уровень постановки, какой редко встретишь в отечественном кино, фильму можно было бы простить и большие огрехи. Картина хоть и длится почти три часа, однако по ее окончании понимаешь, что ни разу не заскучал во время просмотра. Это ли не показатель качества?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру