Реконструкторы исторических событий в Бурятии воссоздают одежду и вооружение прошлых лет

Участники военно-исторического клуба устраивают путешествия во времени

Для многих людей знание истории ограничивается обрывками воспоминаний из школьной программы и художественными произведениями, зачастую имеющими мало общего с реальной фактурой.

Участники военно-исторического клуба устраивают путешествия во времени
Фестиваль «Восточные рубежи России».

А ведь у тех, кто жил сотни лет назад, практически все — понимание мира, отношение к жизни, чувство времени — было не таким, как у нас.

Погрузиться в реалии другой эпохи может помочь историческая реконструкция — движение, которое появилось в нашей стране во времена позднего СССР, и с тех пор обрело последователей среди людей самых разных профессий и возрастов. Один из них — участник военно-исторического клуба «Каганат» Виктор Казанцев — рассказал, чем занимаются реконструкторы в Бурятии, почему это не просто хобби, и в чем его образовательная роль.

— Реконструкция — это, прежде всего, интеллектуальное направление. Оно связано с изучением источников, воссозданием предметов. Дальше все зависит от того, какие задачи ставит клуб. Нам нравится устраивать рыцарские баталии — занимались этим много лет, — говорит Казанцев. — Есть клубы,  например, в Иркутске, которым нравится красиво одеваться, устраивать балы. И есть регионы, которые поощряют это дело, устраивают фестивали. Например, в Москве проводится крупный фестиваль  под названием «Времена и эпохи», где целая улица представлена реконструкцией различных эпох — от Римской империи до Афганистана.

Виктор отмечает: такие проекты реализуются в крупных субъектах, где есть большие финансовые вливания. «Каганат» же ориентируется на то, что устраивает фестивали и мероприятия для тех, кто интересуется реконструкцией. «У нас есть актив, человек 15-20 из тех, кто конкретно занимается этим, шьет костюмы. В Бурятии  — огромный вакуум в нише досуга. Любой досуг стоит денег, у нас с этим тяжело».

Военно-исторический клуб «Каганат» занят воссозданием материальной культуры XIII-XVII веков — одежды, комплекса вооружений кочевников Центральной Азии, древнерусских дружинников и первопроходцев Сибири XVII века. Прийти сюда может любой, и люди приходят самые разные: одни — случайно, другие — по совету знакомых, третьи интересуются темой и самостоятельно ищут единомышленников.

— Вся суть исторической реконструкции, в первую очередь, в изучении исторических источников и воссоздании того, что было — комплекса доспехов, одежды. Этому предшествует огромная теоретическая проработка. А дальше идут  военные игры — воссоздание турниров. Последний фестиваль у нас проводился летом — «Восточные рубежи России», куда приезжали коллеги из Томска, Красноярска, Петровск-Забайкальска, Иркутска, Хабаровска. У нас клуб небольшой. Маленькие клубы есть и в Чите, и в Иркутске. Проходят фестивали — приглашаем друзей и знакомых, они приезжают  к нам,  либо мы  уезжаем к ним. Весной традиционно ездим в Иркутск. Также турниры проводятся под Новосибирском и Омском.

Участники клуба занимаются историческим фехтованием, на турнирах проходят полноконтактные бои в доспехах. Кроме того, практикуется и историческое европейское фехтование на холодном оружии (H.E.M.A.), которое во многом основано на учебниках XV века за авторством Ханса Тальхоффера. Но подобные практики воплощаются только на тренировках. За довольно длинную историю клуба у его участников практически не было травм. Учитывая, что при этом в основном используются кавалерийские доспехи, все проходит довольно безопасно.

— Есть блок для тех, кто больше погружен в материальную культуру. Реконструкция начинается с интереса к направлению. Вы сходили на фестиваль, заинтересовались им и захотели принять участие. Но чтобы вас туда пустили, надо прийти, пообщаться с другими участниками о том, как одеться, что можно попросить, а что сделать самому. Если вы пришли, позанимались именно фехтованием, и вам понравилось это, рано или поздно захочется поучаствовать в турнире, — поясняет Виктор Казанцев.

Сама экипировка стоит по-разному. Свой первый доспех Виктор собрал почти бесплатно — «лист железа, ножницы и сиди клепай». В основном покупаются шлемы и мечи, остальное делается самостоятельно.

— Отдельный важный этап: если хочешь хорошо выглядеть на мероприятии — тебе нужен гражданский костюм. Подрался — пойдем на пир. А в чем ты пойдешь, как будешь выглядеть? И человек потихоньку приобщается к тематике. Попутно мы интересуемся другими аспектами быта и военного дела, приобретаем традиционные луки и изучаем разные техники стрельбы. В далеко идущих планах мы хотели бы обучиться стрельбе с использованием монгольских колец для стрельбы из лука с коня.

Как и многие, Виктор пришел в клуб из интереса к боевой составляющей. Он трудится инспектором в Республиканском агентстве лесного хозяйства, и с работой хобби совмещать тяжело из-за регулярных тренировок, но интересно.

Тем не менее у исторической реконструкции есть и ярко выраженная образовательная функция. Реконструкторам выделяют гранты, на которые проводятся различные мероприятия — фестивали, лекции и экскурсии. По мнению Виктора, историческая реконструкция может играть роль в патриотическом воспитании.

— Патриотизм — это, скорее, умение ремеслами, талантами своими украшать землю, на которой ты живешь. Мы хотим, чтобы именно это прививалось детям — учить их видеть и ценить подобные вещи. И в этом может помочь знание истории своей земли и историческая реконструкция, — считает участник военно- исторического клуба.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 16 ноября 2022

Заголовок в газете: Путешественники во времени

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру