«России роднее Азия»: в Бурятии отметили годовщину приезда цесаревича Николая II

В поезде будущего императора сопровождал идеолог евразийства

В Улан-Удэ 21 июня 2023 года отметили 132-летие приезда цесаревича Николая II, будущего российского императора.

В поезде будущего императора сопровождал идеолог евразийства
Ацагатский дацан. Иллюстрация из книги Э.Ухтомского.

Летом далекого 1891 года наследник престола сухопутным маршрутом возвращался в Петербург из морского путешествия в Азию, и его путь пролегал через Бурятию. Здесь он посетил Ацагатский дацан, потом прибыл в город Верхнеудинск.

Визит Николая II в Бурятию популяризирован достаточно неплохо. Менее известно о человеке, который сопровождал цесаревича в этом путешествии, — князе Эспере Ухтомском — дипломате, ученом-востоковеде и публицисте. Собственно, подробности грандиозного вояжа мы знаем благодаря написанному им трехтомнику «Путешествие на Восток Его императорского высочества государя наследника цесаревича 1890-1891». Эспера Ухтомского можно считать одним из основателей идеологии евразийства — учения об особой культурной близости России с цивилизациями Азии. Поэтому о таком человеке, посещавшем Бурятию, хотелось бы с учетом нынешней политической обстановки в мире рассказать более подробно.

Цесаревич Николай II. Иллюстрация из книги Э.Ухтомского.

Поэт романтики Востока

Немного биографии. Князь Эспер Эсперович Ухтомский родился 14 августа 1841 года в городе Ораниенбауме (ныне Ломоносов). Род Ухтомских возводил корни к самим Рюриковичам, отец — заслуженный морской офицер, герой Севастополя, мать — внучка прославленного адмирала Самуила Грейга, шотландца на русской службе. Эспер Ухтомский учился при Санкт-Петербургском историко-филологическом институте, позже оканчивал историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Изучал славянскую филологию и философию, кроме того, пробовал силы в поэзии, был переводчиком. Еще во время учебы увлекся буддизмом и вообще культурой и историей стран Азии. С тех пор Восток стал страстью Эспера Ухтомского, которой он посвятил всю жизнь. Воплотить свои устремления ему позволила служба в царском министерстве иностранных дел, где он числился в департаменте духовных дел иностранных исповеданий.

Будучи дипломатом, князь неоднократно ездил в Забайкалье, Монголию и Китай, собирал коллекцию предметов буддизма, публиковал описания этих земель. Но самый известный свой труд о Забайкалье он написал по итогам участия в знаменитом восточном путешествии цесаревича Николая II.

Оно началось 23 октября 1890 года, когда цесаревич отправился из Триеста на крейсере «Память Азова». Посетил Грецию, затем Египет, откуда корабль через Суэцкий канал вышел в Индийский океан. Далее морская часть путешествия пролегала через Индию, Сингапур, Таиланд. Восточное направление было выбрано не случайно — в России как раз намеревались строить Транссибирскую магистраль, и правящий дом хотел показать свои геополитические устремления. В ходе поездки наследник престола должен был завести личные знакомства с азиатскими монархами, таким образом, путешествие было скорее политической акцией, нежели развлекательным круизом. В свите Николая II был и Эспер Ухтомский, исполнявший обязанности летописца.

Э.Ухтомский (прижизненное фото). Иллюстрация из книги Э.Ухтомского.

После посещения Японии, где на цесаревича было совершено покушение, Николай II прибыл во Владивосток. Оттуда он решил сухопутным путем добираться до Санкт-Петербурга, чтоб заодно ознакомиться с восточными территориями своей державы. Путь пролегал через крупные города Дальнего Востока и Сибири — по суше, по рекам, по железной дороге. Наследнику престола устраивали пышные встречи, он, в свою очередь, проводил аудиенции, награждал подарками, знакомился с достопримечательностями.

На территорию будущей Бурятии, которая тогда входила в Забайкальскую область (та, в свою очередь, относилась к Приамурскому генерал-губернаторству), Николай II прибыл 19 июня, двигаясь через земли нынешнего Еравнинского района. Ранее у него уже состоялись встречи с делегациями агинских бурят на почтовых станциях нынешнего Забайкальского края. У станции Турино-Поворотное (ныне Большая Тура или Туринская) в честь будущего императора устроили «три игры мужей», а тот одарил участников денежными призами.

Проехав через станцию Онинскую (ныне село Анинск в Хоринском районе Бурятии), Николай II и с ним князь Ухтомский 20 июня прибыли в Ацагатский дацан, что в нынешнем Заиграевском районе. Там наследнику престола устроили торжественный прием.

«Буряты встретили своего высокого гостя по древнеиндийскому обычаю, поднося хадаки (шелковые шарфы). Баргузинские буряты просили принять бурятское седло (в серебряной отделке с чепраком), лук с футляром, колчан с поясом и со стрелами; все это было отделано в серебро с маржанами (кораллами); бродячие тунгусы просили милостиво принять двух соболей и 2 ковра (с изображением на одном Государственного герба); русские общества встречали хлебом-солью», — описывает эту встречу Эспер Ухтомский.

Потом был Верхнеудинск, где Николай II принял казачий парад, посетил казармы Забайкальского войска. В память о том визите в Улан-Удэ красуется арка «Царские ворота» — реплика триумфальной арки, построенной в честь приезда цесаревича и уничтоженной коммунистами. Переночевав в доме купца Голдобина, где ныне устроен музей города, Николай II выехал из Верхнеудинска, двигаясь речным путем сначала в Троицкий Селенгинский монастырь, потом в село Кабанское и станцию Мысовая. Пределы Забайкальской области цесаревич и князь покинули 22 июня.

Предтеча евразийства

Эпер Ухтомский интересен не только как хроникер и путешественник, но в первую очередь как человек, стоявший у истоков политической идеи евразийства. В 1900 году он опубликовал работу «К событиям в Китае. Об отношениях Запада и России к Востоку», где отстаивал идею, что России ментально ближе Азия, нежели Европа, и гневно колониализм европейских стран.

«Ничего нет легче для русских людей, как ладить с азиатами. Между ними и нами — такое сочетание единомыслия по существеннейшим жизненным вопросам, что некоторого рода родство душ всегда определяется быстро и самым тесным образом. При глубоком, почти коренном различии психофизического облика, японец и простого звания русский все как-то братски ближе друг к другу, чем к европейцам», — писал Эспер Ухтомский.

Он считал, что «между Западной Европой и азиатскими народами лежит огромная пропасть, а между русскими и азиатами такой пропасти не существует». Писал и о жестокости, которую европейцы проявляют к населению азиатских колоний, отмечал, что во время китайских восстаний мятежники щадили русских, отделяя от «заморских чертей». Высказывалась и идея, что смешение русских переселенцев с коренными народами Азии дает положительный результат.

«Туземцы с более определенным национальным обликом (вроде якутов и бурят) в свою очередь стойко выдерживали и выдерживают «мирный» натиск России, дружелюбно принимали всем племенем (в иных местностях — например, в Забайкалье, даже еще до того, когда менее прозорливые жители нынешней Иркутской области оборонялись от казаков) горсть пионеров с Запада, быстро вошли в плотский и нравственный союз с новоприбывшими богатырями, наложили на их непосредственное потомство и последующие восточно-сибирские поколения физический отпечаток своей расы, со вложенной им однако в сердце русской речью, русской верой, русской стремительностью духа», — говорилось в работе князя Ухтомского.

В завершение своего труда он предостерегал, что Европа однажды подавит Россию, и что не Россией «разбуженные» азиатские народы станут для нее опасными. Поэтому князь настаивал активно вести политику на восточном направлении. «Учеником» Ухтомского был журналист Илья Левитов, выдвинувший концепцию т.н. «Желтороссии» — буферной российской колонии на Дальнем Востоке со статусом особой экономической зоны. Воплотить проект помешали сначала русско-японская, потом первая мировая войны и последовавшее крушение Российской империи.

В заключение

После прихода Советской власти князь Ухтомский работал в различных научных учреждениях, в основном на должностях, связанных с архивной деятельностью. Болел милиарным туберкулезом, от которого скончался 12 октября 1921 года, был похоронен на Казанском кладбище.

Эспер Ухтомский оставил очень значительный след в истории отечественной геополитической мысли, ориентированной на сближения с Азией. Сейчас, когда обострился конфликт России с Западом и говорится о развороте на Восток, его более чем столетней давности идеи снова стали актуальными. А жителям Бурятии полезно знать, что в их республике некогда побывал столь значимый ученый и публицист, идеи которого обретают новую жизнь.

Что касается Николая II, он cтaл пepвым пpaвитeлeм России, посетившим столицу Бурятии, и вообще первым, кто проехал через всю Российскую империю. К личности последнего русского императора можно относиться по-разному, но он в любом случае являлся фигурой мирового масштаба, и память о его визите тоже надо хранить и популяризировать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 28 июня 2023

Заголовок в газете: «России роднее Азия, нежели Европа»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру