Житель Бурятии рассказал, что привело его в реалити-шоу на НТВ «Путь бойца»

Бато Дашеев претендует на получение главного приза – 5 миллионов рублей

На канале НТВ стартовала премьера второго сезона российского реалити-шоу «Путь бойца», в котором 20 профессиональных бойцов из разных регионов России, включая Бурятию, на протяжении нескольких недель будут проходить сложнейшие испытания (18+).

Бато Дашеев претендует на получение главного приза – 5 миллионов рублей
Бато с Костей Цзю.

На каждом этапе проект будут покидать те, кто справился с заданиями хуже других. А победитель подпишет контракт с промоушеном «Наше дело» на 5 миллионов рублей.

Участник реалити-шоу, уроженец Бурятии Бато Дашеев рассказал корреспонденту «МК в Бурятии» историю о своем жизненном пути и о том, как ТВ-проект повлиял на его жизнь.

— Мне 34 года, родом я из Санаги Закаменского района. Все мое детство прошло в деревне. С 6 класса я увлекался борьбой, но серьезно не занимался, потому что часто болел. В школе был хулиганом и нередко дрался, поэтому после 9 класса мама забрала меня в Улан-Удэ, и я пошел в специализированную школу. Тогда она называлась школа-интернат №2 для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Но для нас была школой спортивной подготовки — мы активно занимались там борьбой. Сейчас это республиканская кадетская школа-интернат.

Так я оказался в большом городе. Здесь мне пришлось самому осваиваться, во всем быть самостоятельным, сложности добавляло то, что плохо говорил по-русски. Искал возможности подработки. По выходным проводил время и жил у своего земляка, дяди — Гундуева Мэлса Санжиевича. Я многому у него научился, и он воспитал во мне те качества, которых у меня не было. Я всегда говорю спасибо, что Мэлс Санжиевич был в моей жизни.

Бато с Мэлсом Гундуевым.

— Будучи учащимся работал?

— Да, я начинал «калымить», это был хороший заработок для меня. Работал в бригаде, которая строила жилье. После окончания школы один год работал плотно. Однажды моему бригадиру предложили участки для строительства, и я у него попросил участок для себя. Смог накопить денег и купить в деревне дом. Помню, когда перевез его в Улан-Удэ, оплатил доставку, в кармане осталось 1,7 тысячи рублей. Тут меня сосед попросил помочь отремонтировать крышу, заработал еще 3 тысячи. Я был очень рад этим деньгам, поехал, купил гвозди и продукты (улыбается). В 17 лет я научился искать и находить возможности и в итоге построил небольшой дом.

В тот период я принимал участие в турнирах по вольной борьбе от нашего района и мне предложили квоту в БГСХА. Я в интернате подтянул учебу, и стал студентом вуза, представляете? У меня недалеко от института был собственный дом, и я стал студентом первого курса! Я был очень рад этому.  

— Как давалась учеба в институте?

— 1 сентября я пришел на занятия красивый такой, в костюме. Помню, что всегда мечтал надеть костюм. На стенде в списках студентов нашел свою фамилию и имя. Гордость меня переполняла.

Но отучился я только два года. Так вышло, что я причинил вред здоровью человеку, и мне пришлось оставить учебу, чтобы расплатиться за свою ошибку. Тогда все занимались лесом, и я уехал в деревню, работал. Рассчитался с ним, но ведь здоровье не вернешь. И когда я его встречаю, всегда чувствую вину перед ним и говорю ему об этом.

В 2010 году я узнал, что можно получить государственную помощь от центра занятости. Я смог защитить проект и получить помощь на открытие фермы, а со временем смог построить дом родителям.

Но потом начался не очень хороший период в моей жизни — я ввязался в плохую компанию. К сожалению, так часто случается у некоторых парней. А в 2013 году не стало моей мамы, у нее был инсульт. После папа ушел в себя и вскоре его тоже не стало…

До 2017 года у меня был период, что я не помнил себя, делал все, чтобы не жить, вел такой образ жизни. Я всегда думал, что сильный. Ведь я был лидером, и всегда был храбрым. Но на самом деле оказался слабым, сидел дома и ничего не делал, даже не пытался.

— С кем из семьи вы поддерживали отношения?

— Наша семья была большая, я пятый младший ребенок в семье. Но меня всегда поддерживала моя сестра Бутидма. И в этот сложный для меня период тоже. У нее я некоторое время жил, когда приехал в город. У меня не было планов, жил одним днем. Но когда проходило время, ко мне пришло осознание, что я не один в этой жизни, у меня есть моя сестра, к которой я должен также относиться, как и она ко мне. У нее есть дети, у которых, как я для себя решил, должен быть дядя, способный купить им все, что попросят. Я много думал об этом…

Бутидма никогда меня не ругает за мои проступки. Она тихая, но эта тишина иногда давила сильнее, чем крик. Она всегда говорила, что верит в меня, что я могу кем-то стать. Я всегда говорю спасибо моей сестре, что она есть, спасибо ее мужу — Чингису, что хорошо к ней относится и любит ее. Тогда я думал, чем заняться и как жить дальше. Вспомнил, что умею строить и уехал, чтобы не сидеть у них на шее.

Сейчас я понимаю, когда что-то хочешь сделать, все этому способствует. Если должно получиться — оно получится. Конечно, будут преграды, которые надо решать. Как говорится: «Человек полагает, бог располагает». Так я живу.

Бато с Максимом Шевченко (справа) и Леонидом Геннадьевичем (посередине).

Однажды малознакомые мне люди предложили работу. После встречи мы с ними поехали на объект. Ехали долго, потом заехали в лес, и стало темнеть… Я подумал, почему они меня везут в лес? (Смеется). Мы приехали на туристическую базу у Теплых озер в Бурятии. Как только я увидел озеро, мне понравилось и появилось желание остаться. Нужно было поменять кровли на четырех зданиях. Я рассчитал объем необходимых материалов, позвал парней и начал работать. Нам дали срок — два месяца, но я же гордый, сказал, что за две недели без проблем справимся. Мы работали быстро и хорошо. И за десять дней выполнили работу.

— Кто вам помогал, направлял?

— Знаете, Мэлс Санжиевич и школа-интернат научили меня самому главному — вставать рано утром. Он говорил: «Жизнь во сне пройдет». Поэтому даже если хочется просто отдохнуть или выспаться, все равно встаю рано. В жизни встречаются такие люди, которыми ты восхищаешься, у которых чему-то учишься. На озерах у нас был управляющий — человек с ограниченными возможностями с 17 лет. Леонид Геннадьевич никогда не жаловался, много работал, очень умный был мужчина. Тогда я подумал, что у меня есть руки, чтобы делать что-то, глаза, чтобы видеть. Почему я себя жалею, что у меня не стало родителей, нет денег, нет возможностей? Он был человеком, который заставил меня задуматься об этом и ценить то, что у меня было.

— А что потом? Вы уехали в город?

— После завершения работ я собрался уезжать с Теплых озер, но меня позвал Леонид Геннадьевич и сказал, что начальник базы хочет со мной поговорить. Я познакомился с Шевченко Максимом Алексеевичем, поговорили с ним. А я общаюсь со всеми резко и коротко. Я даже раньше не говорил «здравствуйте», просто кивал. Он спросил про родителей, семью, детей, хотел бы у него работать? Я сказал, что нет, попросил оплату и уехал.

На следующий сезон в 2018 году Максим Алексеевич позвал меня работать, но я согласился только на своих условиях. Так, он мне выделил в аренду землю, чтобы я мог сам заниматься бизнесом. На самом деле я не знал, что делать дальше, ведь у меня не было опыта в бизнесе. Но раз решил — должен сделать. Это была для меня возможность доказать себе, что я могу.

— Откуда такое желание доказать что-то?

— Да, я хотел, чтобы обо мне знали как о человеке, который хотел, смог, добился и который не потерялся. Для меня это было важно. Я с ребятами построил юрту себе и еще одну для турбазы, спасибо им, что помогли завершить все работы. Чтобы правильно построить — ездил, смотрел, как строится юрта, сам все изучал. Так я запустил бизнес. Мне очень помогли моя сестра Бутидма, двоюродная сестра Эржена, землячка Вика. Мы продавали самые вкусные буузы. За это время я «вырос», научился вести бизнес. У меня появилась внутренняя уверенность и спокойствие. Так прошли 4 года — 4 летних сезона.

Сейчас я понимаю, что всегда надо ценить то, что есть у тебя. Я помню помощь Максима Алексеевича. Благодаря ему я узнал, как надо жить и работать, понял, что нужно прислушиваться к людям. И он меня уважал, потому что я всегда был самим собой.

Я снова уехал в деревню, а через некоторое время мне позвонил друг из Москвы, позвал работать на Вайлдберриз. Я отказал сразу, потому что не хотел там работать. Но потом подумал, что если останусь в деревне — ничего не изменится в моей жизни, а если поеду в Москву — увижу то, что никогда бы не увидел. Мы с сестрой Бутидмой съездили в дацан, а на дорогу дала денег моя тетя Соелма, сестра папы. Зимой этого года я оказался в Москве.

С ведущим шоу Артуром Арутюняном.

— А как на ТВ-проект попали?

— В Москве я поработал немного на Вайлдберриз, но быстро решил, что это не мое. Так вновь ушел в строительство. В большом городе требования другие, поэтому много изучал сам, чтобы понимать специфику, ведь у меня нет профильного образования. Своими стараниями я расположил к себе и быстро стал прорабом. За короткий период получил хороший опыт, работал с настоящими профессионалами своего дела. Сейчас уже сам беру объекты под строительство. Также продолжал заниматься спортом, не забрасывал.

В апреле мой московский друг предложил принять участие в отборе на реалити-шоу «Путь бойца». Я отправил заявку и фото. После первой встречи мне сказали, что позвонят. Я и не ждал звонка, если честно. Но потом мне пришло смс-приглашение на основной кастинг, который состоялся 25 апреля.

Я приехал в Дом кино, где собралось очень много народу. Моя табличка в очереди была — 686. На улице участники даже устраивали драки, чтобы обратить на себя внимание и выделиться среди толпы. А я взял с собой бурятский «дэгэл» и «гутал» по совету друга. Посмотрел вокруг — все были модные такие, никто не надевал национальную одежду, поэтому засомневался. Рядом со мной сидел русский парень, который сказал: «Если бы я был другой национальности, то надел бы костюм — очень красиво смотрится». И я быстро переоделся.

Меня сразу заметил редактор и позвал вне очереди. В студии повесили микрофон, стали задавать вопросы, а я даже не готовился что сказать. Рассказал, что приехал из солнечной Бурятии, о значении бурятского костюма. На вопрос, почему должны меня взять в проект, ответил, что умею делать сальто.

На следующий этап отбора пришло только 50 человек. Нам раздали бойцовские перчатки, поставили по парам. Нужно было показать, что умеешь. По результату отобрали всего 20 человек.

Так мы заселились в хостел, а утром выехали в Чехов на аэродром Волосова, где состоялось первое испытание — прыжок с парашютом. Трое отказались. Но я прыгнул, всегда хотел попробовать.

Съемки реалити-шоу шли с начала мая до начала июня: мы проходили разные препятствия, испытания, участвовали в боях. После каждого этапа нас становилось все меньше. Первую полосу препятствий я прошел легко. Когда приезжал специальный гость Костя Цзю, мы боксировали. Он меня даже отметил (улыбается). На конкурсе по силовому испытанию и координации силы нужно было загнуть гвоздь, мизинцем поднять гирю. Задания я выполнил, чем удивил всех. На самом деле я не знал, что могу загнуть гвоздь, сам даже удивился. Также к нам приезжал профессиональный боец Магомед Исмаилов, с ним вместе я проводил открытые уроки по смешанному единоборству в средней школе Московской области.

Один конкурс был на смекалку. К нам пришла солистка группы «Серебро» Ольга Серябкина и нужно было ее удивить. Парни старались произвести на нее впечатление. Кто-то читал стихи, а кто-то целовал руки. Я же подумал: «Как я могу целовать руку, которую другой пацан поцеловал? Как я встану на колени, если я не стою на коленях никогда?». Пытался вспомнить стихи, но я ни одного стихотворения не знаю, оказывается. Чем закончился конкурс — увидите сами.

— Какие у вас впечатления?

— Весь этот период для меня прошел как сон. Я не мог поверить, что такие знаменитые люди будут стоять рядом со мной: Владислав Демин, Артур Арутюнян, Ольга Петрикова, Костя Цзю. Не мог никогда в жизни представить, что с именитым Магомедом Исмаиловым буду выступать перед детьми, а Ольга Серябкина будет мне улыбаться.

Ребята, когда узнали, что я бурят по национальности, меня называли «бурят», но я сказал, что мне родители дали имя Бато. С тех пор по имени обращались.

На проекте я видел, как люди ведут себя перед камерами, как стараются пройти каждый этап, произвести впечатление на зрителей. У меня нет такого опыта, поэтому я был скромным. Но я всегда был самим собой, всегда говорил, что думаю и делал, что мог сделать. Это шоу и нужно уметь ставить себя перед камерой и мне давали советы, что и как говорить, но я не скрывал правду. Поэтому мне поверили, что я такой какой есть (смеется).

— А что дальше?

— Телеканал НТВ снял репортаж про участников шоу. На 8 июня мне купили билет в Улан-Удэ, вслед прилетела съемочная группа. Я сразу их встретил в аэропорту, и мы выехали в мою деревню — Санагу. Там я хотел показать малую родину и нашу святыню — буддийскую статую «Арья Бала». Нас ждали родственники, которые сначала не поверили, что меня будут снимать. Но по дороге ночью мы попали в аварию. По встречной полосе в нас въехала машина, за рулем которой уснула женщина. Хорошо, что никто не пострадал…

Я решил не ехать в деревню и организовал съемки в городе. Показал места силы — Иволгинский дацан, дацан на Верхней Березовке. На горе у оленей сняли интервью и сделали кадры на Центральном стадионе, площади Советов. Также посетили мой интернат, где я жил. В интернате меня тренировали мои первые наставники — Жамбалов Алдар Цыренжапович и Жамсуев Дугар Александрович. До сих пор мы поддерживаем близкие отношения, и я благодарен моим тренерам за то, что воспитали во мне спортивный дух и любовь к спорту. Дугар Александрович рассказал обо мне съемочной группе, а директор Чернинов Вячеслав Цыденжанович и его заместитель Шулкунова Лариса Вячеславовна были рады, что их ученика покажут в передаче. Вячеслав Цыденжанович попросил меня приехать и дать уроки детям. Я сказал, что не достиг таких высот, чтобы выступать перед детьми. Но он отметил, что раз меня покажут по телевизору, значит, я многого добился. Мне было приятно. Для гостей также показал озеро Байкал. Им очень понравилось у нас, в Бурятии. Получилась очень искренняя съемка, мы и смеялись, и плакали вместе. Со временем я понял, что надо уметь на камеру работать и не волноваться.

— Вы рады своим успехам? Хотите стать победителем?

— В Москве мое мировоззрение полностью поменялось. Раньше я был горд своими достижениями и старался показать это. Как говорил мне Максим Алексеевич, гордыня мне мешает. Сейчас я понял, что нужно все отпускать. И теперь, когда я на самом крутом шоу в стране, я не ощущаю гордости, отпустил ее. Поэтому у меня нет такой цели — победить, мне нечего доказывать. Съемки не окончились, они продолжатся в конце августа. Думаю — победит достойный.

— Тогда что вы ждете от проекта?  

— Меня никто не знает, даже в соцсетях меня не найти. Поэтому интересно как люди воспримут меня. Я не знаю, как в передаче все будет выглядеть. Но хочу, чтобы все знали, что я был искренен. После выхода передачи обо мне станут говорить, а когда будет публичность, наверное, я уже стану другим и буду говорить о других вещах. Но сейчас и на съемках я рассказал о себе правду.

Своей историей я хочу сказать простым парням, что можно поменять свою жизнь, стать другим человеком. Я хочу, чтобы на моем примере деревенские пацаны видели и знали, что все в их руках, чтобы не совершали моих ошибок, хочется стать примером для них. Важно, чтобы о человеке не судили только по его плохим поступкам, важнее какой он человек и как проявляет себя.

Сейчас я не знаю, что мне даст проект. Пока воспринимаю как жизненный опыт. Здесь я увидел другую жизнь.

— Какие у вас планы?

— Моя жизнь полностью изменилась в Москве всего за полгода. Я знаю, что здесь большие возможности и у меня есть планы. Если раньше я хотел получить все и сразу, то сейчас знаю, что к цели надо идти шаг за шагом. Все свои будущие достижения хочу разделить с близкими, с теми, кто верил в меня.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 23 августа 2023

Заголовок в газете: Бато Дашеев: «Хочу стать примером для молодых»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру