Побег из Бурятии: волонтеры вывезли из приюта «Ананда» более 600 животных

Операцию спасения возглавила выдвинувшаяся в президенты России блогер Рада Русских

С тех пор как Народный Хурал Бурятии принял закон «об ответственном обращении» с животными без владельцев, названным «законом об эвтаназии», из приюта «Ананда» в Улан-Удэ мелкими партиями начался вывоз животных в разные города страны.

Операцию спасения возглавила выдвинувшаяся в президенты России блогер Рада Русских
Сандык Булдаев, Наргиз Мумидова.

Операцию спасения неожиданно возглавила бьюти-блогер Рада Русских, накануне выдвинувшаяся на должность президента России. Сейчас в приюте работает ее представитель — режиссер Сандык Булдаев.

В приюте «Ананда» осталось около 2000 собак, живущих за счет добровольных пожертвований.

— Большими партиями закупаем по 3 тонны мяса (внутренности) стоимостью 40-45 рублей за килограмм. Одна поставка обходится в 120-135 тысяч рублей, — рассказывает внештатный управляющий «Ананды» Наргиз Мумидова. — Если полностью кормить мясом, то 3 тонны хватает на 2 дня. Поэтому рацион одной собаки — замоченный в воде промышленный корм плюс кусок мяса. В день кормим один раз. Для собак это нормально. Волки, например, могут питаться один раз в неделю, и это нормально для них. Разные каши тоже хороши для кормежки, но у нас нет возможности готовить их на такое количество животных. Нужны емкости, дрова.

По словам управляющей, сотрудников в приюте не хватает. Для полноценного ухода за животными нужно 20-25 человек, а сейчас работает 14. Они успевают только прокормить животных, а на уборку времени почти не остается.

Наргиз рассказала, что собаки были отловлены на улицах еще во время действия указа главы Бурятии, признанным судом незаконным. И хотя собаки на основании заключенного с мэрией контракта являются муниципальной собственностью, содержат их фактически за свой счет сотрудники приюта и люди, желающие помочь животным. Эта история продолжается с осени прошлого года.

— Породистых собак из приюта всех почти разобрали, — делится Наргиз Мумидова. — У нас были и спаниели, и алабаи, и кавказцы, очень много было хасок. Благотворительный фонд помощи «Husky EKB» из Екатеринбурга забрал 45 животных. Еще около 600 животных уехали в другие города.

О породистости собак из приюта в принципе можно не говорить. Когда животных выбрасывают на улицу, им родословные не прикладываются, поэтому в приют они попадают на правах обычных дворняг — как беспородные.

— Собак, внешне похожих на породистых, можно назвать фенотипами — хаски, или фенотипом алабая, но мы не можем утверждать, что это стопроцентный алабай или хаски, — продолжает Наргиз. — Хаскам люди охотнее помогали, а их у нас около сотни было. Узнав, что приобретенный ими щенок оказался в итоге беспородным или даже фенотипом, люди просто выбрасывают их на улицу. Настоящие породистые собаки, купленные у заводчиков за большие деньги с родословными, по улицам не бродят.

Правда, некоторые хозяева сами привозят собак в приют. Ротвейлера или добермана. Люди берут таких псов, не занимаются ими, балуют или, наоборот, провоцируют. А потом питомцы нападают на своих же хозяев. Напуганные владельцы звонят в приют и просят забрать.

— Такие собаки сейчас со мной обнимаются, целуются и не кусают, потому что я знаю, как с собаками обращаться, — отмечает Наргиз. — Если человек взял щенка, он должен понимать, что это большая ответственность.

Управляющая приютом советует не просто иметь собаку, а обучать ее командам, чтобы она слышала голос хозяина и понимала, что от нее требуется. И не просто посадить на цепь четырехмесячного щенка и кидать ему кусок хлеба. По своему опыту общения и ухода за собаками Наргиз знает, что из любой из них можно сделать послушную собаку, и от породистости это не зависит. Помочь в дрессировке могут профессиональные кинологи.

— Услуги кинологов платные и, судя по тому, как люди обращаются с животными, к ним мало кто обращается. Проще привезти собаку, которая вдруг покусала владельца, в приют и грозить: «Если не возьмете, то выпустим на улицу». Мы же понимаем, если выпустят ротвейлера, он может напасть на человека, на того же ребенка. И мы забираем.

Несколько породистых, которые проявляли агрессию к человеку, забрала себе Наргиз. Она их никому не отдаст, чтобы, не дай бог, не причинили кому-нибудь вреда.

Приюту помогают подписчики в социальных сетях, которые берут кураторство над питомцами.  

— Около 700 собак нашли своих кураторов, — комментирует Наргиз. — И каждый месяц жертвуют примерно по 1-2 тысячи рублей. Но деньги в итоге распределяются на всех собак. Правда, сейчас время от времени наших собак увозят целыми партиями в другие города, забирают волонтеры. Поэтому временно не назначаем финансовых кураторов. Когда поток схлынет, вернемся к этой работе.

Вывозом животных занимаются две группы волонтеров. География вывоза обширная — Иркутск, Москва, Питер, Новосибирск, Екатеринбург, Уфа, Пермь, Владивосток, Байкальск, Хабаровск и другие. Вывозят партиями от 10 до 50 собак. Иногда — больше. Некоторые волонтеры из других городов берут на передержку, занимаются ими, откармливают, лечат, пристраивают в хорошие руки, и снова берут. 

В приюте понимают, что всех собак им все равно не вывезти. И если спустя определенное время для них не найдется куратор или владелец, собак ждет эвтаназия. Для этого в приюте создан пункт временного содержания и сдан в аренду Управлению ветеринарии Бурятии, где были усыплены первые 18 животных из 50 планировавшихся к умерщвлению. Но процесс умерщвления удалось остановить. Зоозащитники договорились с чиновниками, что собаки будут перерегистрированы на других, чтобы не числиться муниципальной собственностью. Например, сама Наргиз переписала на себя 100 питомцев.

«Ананда» просит неравнодушных граждан подыскать себе питомца из числа оставшихся в приюте четвероногих. Здесь их большой выбор, все они стерилизованные и чипированные. Еще нужна помощь в ремонте забора, вольеров, помещений приюта.

Полтора месяца назад режиссер и видеограф, уроженец Бурятии Сандык Булдаев по просьбе Рады Русских приехал в Улан-Удэ снимать фильм об эвтаназии, а в итоге стал куратором ее проекта с приютом «Ананда». Сандык Булдаев известен участием в съемках реалити-шоу с Константином Ивлевым «На Ножах» на канале «Пятница», «Взвешенные и счастливые» с Анфисой Чеховой на СТС, передач «На 10 лет моложе» на «Первом» и «Шутники» — на телеканале «Че».

По словам режиссера, в приюте «Ананда» Рада Русских хочет отработать в качестве пилотного проекта механизм постоянного пристроя брошенных животных в другие руки, отработав такую практику до мелочей. И показать, что можно прекрасно обойтись без эвтаназии.

— Любое живое существо может служить человеку и, если его берут из приюта, то оно будет предано хозяину всю свою собачью жизнь, — говорит Сандык Булдаев. — Принцип пристраивания бездомных собак в семьи, активная пропаганда этого должна на примере бурятского приюта распространиться по всей России. Эвтаназия ни к чему не приводит. Цивилизованные люди должны подходить разумно по отношению к домашним животным. Ответственное отношение к питомцам, чувство сострадания к живым существам, к братьям нашим меньшим — все это должно прививаться с детского сада, со школьной скамьи. Я никогда раньше не занимался проблемами бездомных животных. Но так получилось, что я начал исследовать эту историю через фильм.

Сандык окончил академию культуры в Улан-Удэ, получив специальность «режиссера народного театра». Сейчас у него своя студия в Москве. О Раде Русских он говорит:

— Рада Русских, выдвигаясь самовыдвиженцем на пост президента страны на выборах в 2024 году, хочет занять, думаю, свой экологичный зеленый сектор, чтобы привлечь внимание людей к проблемам экологии, ответственного отношения к животным. Она замечательный управленец, бизнес-менеджер, умеет находить решение для эффективности, полезности любого экологического направления. Плюс к этому она прекрасный наставник и нашим собакам очень повезло, что Рада Русских решила заняться их спасением.

Сандык отмечает, что процесс отмены эвтаназии набирает обороты на государственном уровне. Сама Рада Русских предлагает ввести налог на домашних питомцев, чтобы за счет них содержать подобные «Ананде» приюты.

— Она была покорена отношением Наргиз к животным. Пример Наргиз вдохновил блогера, поэтому Рада Русских решила поддержать и помочь ей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2024

Заголовок в газете: Побег из Бурятии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру