В Бурятии ученые выявили еще один механизм влияния паразитов на своих хозяев

Loon

Ученые института общей и экспериментальной биологии Бурятского научного центра СО РАН в Улан-Удэ совместно с коллегами из МГУ выявили новый механизм воздействия ленточных червей на своих хозяев. Как выяснилось, паразиты влияют на носителей с помощью нейросекреторных нейронов – то есть черви выделяют вещества с помощью нервных клеток.

Такой нейросекреторный материал способен оказывать существенное влияние на физиологию и нервную систему хозяина (носителя паразита), манипулировать им. Результаты исследований уже опубликованы в журналах Zoology и Doklady Biological Sciences, сообщили в Институте общей и экспериментальной биологии БНЦ СО РАН.

«Впервые для ленточных червей был описан процесс нейроэкзокринной секреции, - комментирует открытие ведущий научный сотрудник ИОЭБ БНЦ СО РАН доктор биологических наук Иван Кутырев. - Все мы знаем, что нервные клетки необходимы для передачи электрических сигналов внутри организма. Нейроэкзокринная же секреция, при которой нервные клетки секретируют биологически активные вещества в окружающую среду, — очень редкий факт в живой природе и впервые описан для цестод (ленточных червей - ред.)».

По словам Ивана Кутырева, паразиты способны менять работу эндокринной и нервной системы и, как следствие, управлять поведением хозяев. К примеру, одноклеточный паразит токсоплазма влияет на поведение так называемого промежуточного хозяина - мыши, чтобы та как можно быстрее попала в основного хозяина — в кошку. Зараженная паразитом мышь словно утрачивает инстинкт самосохранения и становится легкой добычей для хищницы.

Паразит «кордицепс» (грибок) влияет на нервную систему муравья, в результате чего муравьи перестают работать и начинают просто сидеть на листьях: чем выше заползут, тем лучше для гриба, поскольку именно это обстоятельство помогает ему распространить как можно больше спор. Примеры влияния паразитов на носителей можно продолжать. Об этом пишет журнал "Наука в Сибири".