В Бурятии айтишники Родионовы переехали из города в деревню и занялись фермерством

Все средства, вложенные в дело, — свои, не было ни субсидий, ни грантов

Кого можно назвать патриотом Бурятии? Человека, который любит свою родину и готов сделать многое, чтобы наша прекрасная республика стала еще лучше. Для этого необязательно родиться в Бурятии, достаточно жить здесь и связывать с этой землей все свои чаяния и надежды.

Все средства, вложенные в дело, — свои, не было ни субсидий, ни грантов

С этого интервью мы начинаем серию статей о тех людях, которые живут и работают в Бурятии, растят здесь детей, основывают династии и стремятся к тому, чтобы эта земля стала для их детей опорой и поддержкой.

Шокировать всех

Когда семья айтишников Родионовых переехала в деревню из города, некоторые их знакомые крутили пальцем у виска. А в самой деревне так их и вовсе посчитали… странными: все стремятся из деревни в город, а эти, наоборот, бросили все в городе и уехали в деревню. Здесь они купили дом, завели кур и корову, создали личное подсобное хозяйство.

Виктория и Андрей Родионовы родились и выросли в городе. Но корни у них наши, из бурятской деревни.

— Я родилась в Приморском крае, но моя мама родом из Тункинского района, села Жемчуг, там я и проводила почти каждое лето в детстве. Еще когда была маленькой, семья переехала из Приморья в Улан-Удэ. Андрей — местный, родился в Улан-Удэ. Лето тоже проводил в деревне, в Наушках, откуда родом его родители, — рассказывает Виктория.

Оба они из сферы IT, получили образование в Улан-Удэ и работали по специальности, Андрей в одной из организаций города, а Виктория — на госслужбе.

Сначала они даже и не думали, что когда-то будут жить в деревне.

— О домике в деревне мечта зародилась в начале 2010 года. Чтобы вот домик, небольшое хозяйство. Тайга чтобы рядом была, где можно охотиться, и река — мы любим рыбалку. Но дети были маленькими, образование в городе все же лучше, поэтому откладывали переезд. Росли дети, росла и наша мечта. Да и возможность каждый день иметь на столе натуральную и качественную еду тоже сыграла не последнюю роль в нашем решении.

И пару лет назад Родионовы все же исполнили свою мечту и переехали в деревню. Реакция знакомых и родственников была разная, но удивлены были все.

— У всех был шок. Кто-то искренне радовался, кто-то очень сильно удивлялся, а третьи считали нас полными придурками, включая родителей. Но это, как правило, длится недолго, пока не приедут в гости. А когда приедут, подышат, погуляют, посмотрят: классно, здорово, супер. И все говорят: «Ай, хорошо, ай, молодцы». И начинается уже поддержка. Конечно, моральная. Хотя нам не тяжело, мы не страдаем. Мы тут счастливы, но все равно недопониманий много. Более того, не понимают даже местные в деревне, почему мы из города переехали. В деревне все рвутся в город. А вы зачем? Почему вы сюда приехали? Как из города можно уехать? Они не представляют, насколько может надоесть город.

Первая проба

Еще до переезда Родионовы начали пробовать на вкус деревенские хлопоты — купили участок в ближайшем к городу районе и завели небольшое хозяйство — кур-бройлеров и свиней.

— Пробовали выращивать бройлеров в городском доме, это оказалось, мягко говоря, сложно. Потом обустроили большой курятник на арендованной земле в Тарбагатайском районе, вырастили несколько поколений бройлеров, процесс нам понравился, а место не очень. Решили искать, чтобы по душе было. Нашли поселок в Прибайкальском районе, а дом свой ждали почти 2 года, подходящего для нас дома в тот момент не было в продаже.

Выращивать бройлеров тоже учились с нуля. Решили попробовать и для начала взяли 10 цыплят. При этом, будучи айтишниками, они самостоятельно автоматизировали производство. Но дело пошло не сразу, так как цыплят им продавали не тех: это оказывались не бройлеры, а несушки. В процессе накопления опыта им, конечно, пришлось изучить этот вопрос со всех сторон. Одновременно с этим они просчитали необходимое количество, которое будет приносить прибыль, и решились организовать производство побольше.

— Начали изучать все досконально, как содержатся, какие породы, что нужно для откорма, какие существуют корма, состав кормов, отзывы людей, которые выращивают бройлеров. Разговаривали и с местными, читали на форумах. Работа была пройдена большая. Но решились. Мы когда в Тарбагатае построили курятник, сначала уволился Андрей. Переехал жить туда, а я моталась между нашей маленькой фермой и домом. Со временем уволилась и я. Попробовали, пошло хорошо, замечательно. Главное, правильно подобрать корм, чтобы птицы были не только как бы домашние. Они могут быть и домашние, но и невкусные. Мы хотели, чтобы они были вкусные. Людям понравилось. Но было очень тяжело: мы разрывались на дом, разрывались на эту ферму. Это надо было переезжать, но тогда, в 2019 году, возможностей особых не было, да и дети были еще маленькие.

И тогда они решили немного подождать, чтобы подросли дети, подобрать за это время дом, подготовиться к переезду. Они закрыли курятник в Тарбагатайском районе, и через год нашли подходящий дом в Прибайкальском районе.

— Оформили ипотеку в прошлом году, переехали, и сразу закупили яйцо в инкубатор. Начали выращивать. И так вот у нас без остановки теперь.

Также на своей первой ферме в Тарбагатайском районе Родионовы пробовали держать особую породу свиней — венгерских мангалиц. В планах они есть и сейчас.

— Нужен участок, чтобы расшириться, место, где поставить стайки для свиней, и тогда можно будет их заводить. Пока на данный момент нет такой возможности, но, как только у нас будет земля, можно начать выращивать их снова. У них очень вкусное мясо, нам очень нравится.

Единственная сложность

Сейчас у Родионовых пока небольшое хозяйство: корова с бычком, несколько несушек и три поколения бройлеров.

— Прежде чем кого-то заводить, нужно изучить и перелопатить много информации. Привыкшие к постоянному обучению наши айтишные головы продолжают и сейчас впитывать информацию, но уже интересы другие, — отмечает Виктория.

А на вопрос, сложно ли было начинать все с нуля, отвечает: «Не сказала бы. Все решаемо».

— В хозяйстве несложно, даже очень интересно. Сложности только бюрократического плана, мы уже больше года не можем оформить землю под аренду.

Все средства, вложенные в дело, — свои. Не было ни субсидий, ни грантов. При этом в их айтишные головы постоянно приходят интересные идеи.

— Мы пробовали с парой идей приходить в «Мой бизнес». Раскрывать секретов не буду, но подобное в России есть только в двух местах: в Питере и в Москве. И мы хотели сделать что-то здесь. Тем более у нас в Бурятии мясной регион. Но нам сказали, что если бы была IT-сфера, было бы здорово, а так нет. И нам отказали. Мы пару раз ходили и все время получали отказ. По грантам ждем оформления участка, чтобы могли участвовать в гранте. Оформить участок не можем, потому что проволочки идут с администрацией Прибайкальского района. Они очень странно работают. Это вообще другая абсолютно история. И очень длинная. Нас отправляли на соцконтракты. Но для него мы не подходим. И поэтому все своими силами.

Чему учились

Бывшие городские жители осваивали многое с нуля. Бройлеров держать научились чуть раньше, а потом пришла очередь научиться держать коров и все, что связано с этим.

— Я лопачу сейчас много литературы по содержанию коров. Как они телятся, что им надо кушать, какой у них должен быть рацион. Чтобы было молоко вкусное, чтобы молока было много. Наверное, я уже достала местного ветеринара Елену. Спасибо ей огромное. Это очень терпеливый человек. Она отвечает на все мои вопросы, на все звонки. Если я не пойму что-то по телефону, то могу съездить за ней в Гурулево, в соседнюю деревню, и привезти ее. И она покажет, расскажет. Первый отел это вообще было здорово, конечно. Приблизительно время знали. Я знала признаки, когда корова начинает телиться. Но так как я это никогда в глаза не видела, мне было страшно. Я пыталась не проворонить. Две недели спала перед монитором. Вывели на компьютер камеру со стайки. Ставила будильник на каждые два часа, просыпалась и смотрела, не началась ли у нее родовая деятельность? Не появился ли уже теленок? И мы проспали. С утра Андрей обычно берет вахту наблюдения за Мартой. А я сплю. Он в 9 утра меня будит. И говорит: Марта начала рожать. Она сама отелилась, мы тут же теленка обтерли, и думаем: «А вот как дальше? Как кормить? Сколько молока надо?». Я его чуть не перекормила в первый месяц. Но в итоге все правильно сделала. Ему полгода недавно было. Большой крупный теленок. Уже за 200 килограммов перевалил бычок.

А еще с нуля осваивали, как косить сено, как его заготавливать, когда оно сухое, сколько нужно сена для коровы. Зима показала, потому что мы заготовили мало, пришлось докупать. До этого тоже вставал вопрос: чем косить, где косить. Ладно, нам прошлый хозяин этого дома отдал покосы свои, и нам вот люди в этом году дали еще одни покосы, еще одно место для косьбы, поэтому в принципе все нормально. Мы купили уже мотоблок с косилкой для этого дела, поэтому намного проще в этом году.

Легко получалось садить огород. И легко получалось перерабатывать молоко, потому что многому научила бабушка, которая жила в Жемчуге. И доить она меня научила в детстве. Подзабыла немного, но быстро очень вспомнилось. Бабушка научила такой технике, очень щадящей, я не повреждаю соски и корове, видимо, очень приятно.

«В Бурятии классно!»

За все это время у них ни разу не возникло мысли бросить все и уехать обратно в город.

— Это уже наша жизнь. Тяжело? Нет. Порой валишься вечером с ног, но эта усталость приятная, для себя же все, и всегда виден результат труда. Прекрасных моментов много! Рождение бычка в начале марта до сих пор периодически обсуждаем, это для нас событие! Привычные для многих сельских жителей вещи у нас вызывают интерес и восхищение. И мы когда-то привыкнем, это неизбежно, а пока наслаждаемся влажным таежным воздухом, своим огородом, сенокосом (кстати, шикарный фитнес), грибы собираем в ограде и за забором, охотимся, рыбачим.

И да, нас можно считать патриотами Бурятии, нашей республики. Как сложится судьба и жизнь наших детей, мы не знаем, что они выберут. Но это их право. А мы уже осели здесь. И это очень здорово. Уезжать никуда не хочется, в нашей республике жить классно. Еще бы побольше поддержки от государства, от администрации районов, чтобы развивать деревню, особенно в Прибайкальском районе — это же туристическое направление. Было бы круто, если бы как-то начали обращать на это внимание.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 11 сентября 2024

Заголовок в газете: «В БУРЯТИИ ЖИТЬ КЛАССНО!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру