Психиатр-нарколог Республиканского наркологического диспансера Анна Нагаслаева высказала свою позицию по ряду острых вопросов, связанных с потреблением алкоголя в России и, в частности, в Бурятии. Эксперт поддержала инициативы по повышению цен и ограничению доступности спиртного, а также рассказала о положительном опыте «территорий трезвости».
Комментируя в интервью ИА "Байкал-Медиа-Консалтинг" (БКМ) призыв ВОЗ к повышению акцизов на табак, алкоголь и сладкие напитки, Нагаслаева однозначно высказалась «за». Она рассматривает эту меру как способ снижения доступности вредных продуктов для населения. «Алкоголь не должен быть дешёвым, — убеждена нарколог. — Его доступность напрямую способствует алкоголизации». Специалист ссылается на один из законов собриологии (науки о трезвости), который гласит именно так. При этом она отмечает положительный опыт борьбы с курением после принятия рамочной конвенции в 2013 году.
Инициативу Минздрава РФ о запрете продажи алкоголя россиянам младше 21 года Нагаслаева поддерживает «двумя руками». В качестве успешного примера она приводит США, где такое правило действует давно. «С точки зрения законов нейрофизиологии, мозг человека к 21 году ещё не сформирован. Я бы, как нарколог, не рекомендовала бы отравлять свой мозг и после 21 года, но эту законодательную инициативу я поддерживаю», — заявила она.
Также врач положительно оценила недавние ограничения по продаже алкоголя в жилых домах, которые вступили в силу в марте. По её словам, жизнь во дворах стала спокойнее и комфортнее, исчезли утренние очереди из «трясущихся и не очень хорошо пахнущих людей» у магазинов.
В интервью агентству Анна Нагаслаева остановилась и на развитии «территорий трезвости» в Бурятии. По ее словам, на сегодня в республике их уже 36 — это сёла, деревни и товарищества общественного самоуправления, жители которых добровольно отказались от продажи и потребления алкоголя. Яркий пример — сёла Утата и Далахай в Закаменском районе.
Однако этого, по мнению эксперта, недостаточно. Она высказалась за принятие ограничительных мер на законодательном уровне для всей Бурятии, чтобы избежать абсурдных ситуаций, когда между двумя «трезвыми» сёлами находится посёлок, где алкоголь свободно продаётся.
Нарколог привела в пример якутский опыт, где существует более 200 таких территорий, и процитировала активиста Елену Колесникову: «Нам уже давно пора продвигать трезвость не как комплекс ограничений, а как ценность саму по себе».
Ключевая мысль, которую подчеркивает Нагаслаева — необходимость изменения отношения к трезвости в обществе. «Трезвые территории — это не про "сухой закон". Они живут в трезвости, и это их ценность. Это ценные люди, это ценные территории», — говорит врач.
Она опровергает стереотип, что трезвый человек — это несчастный и ограниченный человек. «На самом же деле, трезвость — это свобода. Это возможность адекватно реагировать на постоянные изменения в нашей жизни, это независимость от алкоголя».
Особую тревогу у врача вызывают случаи, когда алкоголь становится частью праздников даже в детских садах и школах. Нагаслаева привела шокирующий пример из родительского чата, где некоторые родители предлагали нанять бармена для приготовления слабоалкогольных коктейлей на выпускной, «чтобы дети не напились». «Я на это им сказала — может быть, сразу и наркодилера пригласить?» — делится нарколог.
Она призвала подавать детям трезвый пример и обратилась в Министерство образования с инициативой законодательно ввести трезвые выпускные по всей стране.
Рассказала Нагаслаева и о деятельности групп Анонимных алкоголиков (АА), с которыми её связывает давняя дружба. В Бурятии сегодня действует 11 таких групп. Врач опровергает мифы о том, что АА — это секта. «Это обычные люди со своими проблемами, жизненными историями, и у них, самое главное, есть результат — это их личная трезвость». Она уважает их за эффективность и личные достижения, отмечая, что у некоторых участников стаж трезвости превышает её собственный, составляющий 15 лет.
История сообщества в Улан-Удэ началась в 2003 году, когда католический костёл на проспекте Строителей безвозмездно предоставил им помещение для встреч и делает это до сих пор.
Свой главный посыл Анна Нагаслаева формулирует четко: необходимо менять общественное сознание и воспринимать трезвость не как навязанное ограничение, а как осознанную ценность, которая ведёт к свободе, здоровью и благополучию.