Железнодорожный районный суд в Улан-Удэ удовлетворил исковые требования гражданки А. к медицинскому учреждению, обязав клинику оказать ей услугу по проведению лечения с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. Решение было принято в рамках гражданского дела, рассмотренного по существу.
Истец А. состояла в зарегистрированном браке с гражданином М., детей у пары не было. 30 января 2025 года супруг истицы погиб при участии в специальной военной операции. Перед отправкой на фронт супруги оформили у нотариуса добровольное информированное согласие, которое разрешало медицинское вмешательство и использование биоматериала в отсутствие мужа. Этим документом они дали клинике право на проведение лечения методами ВРТ.
В мае 2025 года женщина обратилась в медицинскую организацию с заявлением о проведении процедуры с использованием криоконсервированных эмбрионов, однако получила устный отказ. Представители клиники сослались на отсутствие согласия погибшего супруга на распоряжение эмбрионами в случае его смерти. К участию в деле суд привлек в качестве третьих лиц наследников погибшего М. и военного ведомства РФ.
В ходе судебного разбирательства доводы истицы нашли полное подтверждение. Суд установил, что на момент подписания договора о криоконсервации эмбрионов супруги достигли полного соглашения об их использовании. Гражданин М. при жизни дал согласие на применение своего биоматериала, включая перенос эмбрионов жене неограниченное количество раз до исчерпания биологического материала. Это согласие не было отозвано до его гибели.
Суд принял решение полностью удовлетворить исковые требования гражданки А., обязав медицинское учреждение оказать необходимую услугу. С ответчика также взысканы судебные расходы. Принятое решение пока не вступило в законную силу.