Известный писатель и общественный деятель Захар Прилепин в ходе творческой встречи в Чите высказал свое мнение о продвижении образа Чингисхана в качестве регионального бренда. Мероприятие, прошедшее 7 ноября в краевом драматическом театре, было организовано в рамках федерального проекта «Культурный десант 45/25», сообщает портал chita.ru.
Поводом для дискуссии стал вопрос председателя забайкальского отделения Союза писателей России Елены Чубенко. Она обратила внимание на планируемое выделение около 40 миллионов рублей на установку памятника и создание туристической тропы Чингисхана, отметив, что эти средства собираются на фоне народных сборов на беспилотные летательные аппараты для армии. Писательница спросила, как такое решение сочетается с идеями патриотизма, которые активно обсуждаются в обществе.
Отвечая на вопрос, Захар Прилепин начал с того, что назвал сумму в 40 миллионов рублей «смешными деньгами» в масштабах государства, сравнив ее с бюджетами крупных столичных концертов. Основную же часть своего ответа он посвятил историческому обоснованию.
Писатель напомнил собравшимся о давнем научном споре между двумя историческими концепциями, который особенно активизировался благодаря трудам Льва Гумилева. С одной стороны, существуют летописные свидетельства о «кровавом ужасе» ордынского нашествия. С другой – есть теория Гумилева о благотворном влиянии Орды на создание московской и российской государственности, которую, по словам Прилепина, «читать по-прежнему увлекательно», несмотря на некоторые «завиральные» идеи.
Ключевым аргументом писателя стал этнокультурный фактор. Он подчеркнул, что для таких народов, как буряты, тувинцы и якуты, являющихся неотъемлемой частью России, Чингисхан и Орда – важнейшая часть национального самосознания и исторического наследия.
Прилепин развил мысль о том, что русские в определенном смысле тоже могут считать себя наследниками Орды, поскольку русская аристократия инкорпорировала в себя многих ордынских вельмож. В подтверждение он привел имена Суворова, Дениса Давыдова и Гаврилы Державина, чьи предки имели татарские и ордынские корни.
Резюмируя свою позицию, общественник призвал не драматизировать ситуацию. «Ну тропа Чингисхана, она что, сильно помешает кому-то? Это все-таки, знаете, не памятник Петру Краснову, по которому чуть больше вопросов», – отметил он, добавив, что из-за отдаленности тех событий общество может позволить себе более терпимое отношение к этой исторической фигуре, уважая чувства братских народов России.