Что принесла Бурятии отмена прямых выборов муниципальных глав

Еще два района республики решили отказаться от всенародного голосования

В 2021 году ещё два района Бурятии - Тункинский и Кижингинский - поменяли процедуру назначения глав. В Тунке это вновь сопровождают скандалы, в Кижинге всё проходит относительно спокойно. Влияет ли муниципальная реформа на политическую стабильность в сельских районах, и можно ли её оценить по прошествии уже двух лет?

 Еще два района республики решили отказаться от всенародного голосования

Напомним, с 2018 года в муниципальных районах Бурятии стартовала реформа: прямые выборы глав районов стали заменять конкурсной процедурой, которую проводит комиссия из депутатов райсоветов и представителей правительства республики. Реформа призвана повысить управляемость районами, предотвратить случаи, когда люди становятся главами благодаря дешёвому популизму, мастерству политтехнологов и вложенным в кампанию деньгами, либо умело допускаемым нарушениям на выборах.

При этом последние годы ряд сельских районов Бурятии демонстрируют признаки нестабильности, участились политические скандалы. В Заиграевском районе обострилась внутриполитическая борьба в свете уголовных дел его главы Александра Бурлакова. Двумя годами ранее баргузинский райсовет устроил импичмент районному лидеру Алексею Балуеву. Депутаты Кяхтинского района вынесли неожиданный «неуд» Бимбе Нимаеву, ни как публично не обосновав решение. Острые конфликты продолжаются в Иволгинском районе с Виктором Очировым.

«Горячий» Тункинский район удалось относительно успокоить ценой разгрома старого райсовета, оппозиционного его главе. Но там остаются признаки политической напряжённости, усилившиеся перед конкурсом на нового главу.

Что касается муниципальной реформы, то, как известно, первым назначенным по конкурсу главой стал в Бурятии Александр Бурлаков в Заиграевском районе - несмотря на вопросы к его работе, когда он был ещё выбранным главой. Вскоре после назначения он стал фигурантом сразу четырёх уголовных дел, связанных с превышением полномочий, и даже провёл несколько месяцев в СИЗО. По одному из этих дел разбирательства продолжаются и поныне. Этот эпизод в Бурятии многими был воспринят как дискредитация начатой Алексеем ЦЫденовым реформы.

Что же думают известные политологи Бурятии? На их взгляд, между муниципальной реформой и политическими эксцессами прямая связь не просматривается.

- Это совершенно разные процессы, да и выводы делать рано. Инциденты связаны с тем, что в районах республики уже давно сформировались сильные группы интересов, способные спорить с администрацией главы. И с низким качеством кадров муниципальных руководителей, - говорит политолог Алексей Михалёв.

Завкафедрой политологии БГУ Алексей Комбаев считает, что косвенная связь всё же есть, но в большей степени имеет место конкуренция за ограниченные ресурсы.

- Сегодня основным ресурсом для большинства выступает власть, которая выражается в должности. Как-то в руки попался доклад 2000-х годов, там был такой текст: "...обстановка в республике сложная, близка по многим отраслям к кризисной, но управляемая". Я думаю, что сегодня мало что поменялось, где-то лучше, а где-то хуже, - комментирует Алексей Комбаев.

Можно отметить, что наиболее напряжённая политическая борьба происходит в районах, где есть очень прибыльные активы, из-за которых спорят локальные элиты. В той же Тунке – это всероссийской известности целебные источники, привлекающие тысячи туристов, и основной спор - за контроль над курортами. В Баргузинском районе заготавливают лес, раньше добывали омуль, через Кяхтинский проходит трансграничный грузопоток. В других районах тоже можно найти ценные ресурсы, за которые можно было бы развязать борьбу. 

Насколько оправдана сама реформа? Глава Бурятии Алексей Цыденов в своё время признал, что именно он был её инициатором. По его словам, на прямых выборах кандидатов выдвигает не столько население районов, сколько группы предпринимателей. Скорее всего, на такое мнение повлиял конфликт в Тункинском районе, в который Алексею Цыденову пришлось окунуться, едва он прибыл в Бурятию.

Напомним, сторонники прежнего главы района не смирились с поражением их кандидата, и на протяжении трёх лет пытались оспорить итог выборов, что сделало Тунку ареной скандалов федерального масштаба. Здесь следует отметить, что Иван Альхеев стал главой района вопреки желанию тогдашнего главы республики Вячеслава Наговицына. Но оправдались ли чаяния тех, кто поддержал его из протестных настроений – ответ довольно неоднозначный.

Лидер бурятских оппозиционеров, глава БРО КПРФ Вячеслав Мархаев недавно выступил с критикой отмены выборов в районах, поскольку, по его мнению, это необходимый элемент демократии.

По мнению Алексея Комбаева, система назначения по конкурсу повышает скорость принятия решений и усиливает контроль и роль главы за муниципалитетами. Но при этом уничтожается коллективная ответственность за принимаемые решения, так как практически все решается без людей.

- Соответственно, любые ошибки и ответственность за них ложится на главу республики. А также уничтожается основа гражданского общества. Меняются и способы достижения власти: если раньше нужно было угодить электорату, то теперь главе и его свите, - говорит Алексей Комбаев.

Алексей Михалёв, напротив, считает замену выборов конкурсом мерой совершенно оправданной, учитывая низкое, на его взгляд, качество муниципальных кадров.

- Введение конкурсной системы позволяет хоть как-то контролировать произвол на местах, а также снижет риск выбора в том числе потенциальных уголовников и явно неадекватных людей. Хотя, если есть влиятельные группы, уже не столь значимо, конкурс, или выборы. Но при конкурсе эти группы всё же вынуждены договариваться с главой, - комментирует Алексей Михалёв.

Напоследок вновь приведём комментарий Алексея Цыденова, данный «МК в Бурятии»:

- Мне кажется, что выборы главы комиссионно — это более честно. У меня всегда есть возможность сказать людям: сами выбрали себе районного главу, вот и терпите теперь. Но я так не говорю — я отвечаю за положение дел во всей республике. Когда глава, избранный комиссионно, не справляется — претензии уже ко мне, я несу за это ответственность. Идеальной системы нет, - считает глава республики.

В настоящее время конкурсный отбор внедрён в десяти сельских районах Бурятии. Это Баргузинский, Баунтовский, Еравнинский, Заиграевский, Иволгинский, Курумканский, Муйский, Северо-Байкальский, Тарбагатайский и Хоринский районы. В Тункинском и Кижингинском реформа ещё в процессе, но, в принципе, их тоже можно отнести в эту категорию. Таким образом, прямые выборы отменили в 12 из 23 районов республики.

В 2021 году смена глав ожидается в шести районах: Тункинском, Еравнинском, Иволгинском, Кабанском, Кижингинском и Окинском. Прямые выборы сохранились лишь в двух из них. Также, высоко вероятно, досрочно прекратят полномочия Александра Бурлакова в Заиграевском районе – на это достаточно ясно намекал глава республики во время недавнего визита в это муниципальное образование.

- Конечно, один случай – ещё не система, чтоб оценить результаты реформы, - говорят эксперты. - Требуется статистическая выборка, которая появится только через несколько лет. Тогда станет видно, удалось ли конкурсу повысить качество муниципальных руководителей. Или, соответственно, не удалось.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру