Создатель скульптуры «Мальчик с кувшином» из Бурятии устроил экскурсию по своей мастерской

Балжир Цыжипов – о реставрации Цугольского дацана, открытии «Лотоса» и желании изучить литературный бурятский язык

Его творение «Хyбyyн» (мальчик с кувшином) встречает нас на курорте Аршан в Тункинской долине и гостеприимно наливает целебную воду.

Балжир Цыжипов – о реставрации Цугольского дацана, открытии «Лотоса» и  желании изучить литературный бурятский язык
Балжир Цыжипов.

Его композиция «Битва королей», что рядом с кузницей шахматистов в Улан-Удэ, не дает пройти мимо человеку, даже не сведущему ничего в рокировке и делающему «ход конем» исключительно в жизни, минуя шахматную доску. Сделанные его руками многочисленные бюсты, памятники, статуи дышат глубокой вечностью. Балжир Анандаевич Цыжипов – скульптор, художник, мастер из степной Аги и солнечной Бурятии.

Скульптура «Хyбyyн».

Встреча с великим сыном Агинских степей

Готовясь к интервью, журналист, как правило, ищет информацию о собеседнике в Интернете. Когда вводишь в поисковике «Балжир Цыжипов», всемирная паутина выдает несправедливо мало информации, думаешь, почему так, и одновременно вдохновляешься: сейчас как напишем!

Балжир Анандаевич встречает у ворот мастерской, спрашивает: «Это телевидение?». «Нет, газета»,— отвечаю я. Сразу интересуюсь, почему так мало сведений о нем в сети и прошу рассказать самые интересные, эксклюзивные истории из своей жизни.

Мастерская «Лотос» — чистый, непорочный, святой цветок, взращенный на Бурводе.

На территории детища скульптора — самый настоящий «кипиш». Воздух наполнен рабочей атмосферой, один козленок кажется здесь без дела ходит туда-сюда. «А откуда он у вас?». «Сам пришел несколько лет назад и остался у нас», — смеется Балжир Анандаевич.

Далее мы с ним проходим в основной зал, где отливается, ваяется, шлифуется история:

— Вот для Тунки изготавливаем, при въезде в район будет установлено, в сентябре должны сдать работу, — говорит мастер, показывая на будущую стелу — пока висящее на стене огромное круглое сооружение. — Также сейчас работаем над Аллеей Героев Нукутского района Иркутской области. Ну и, наконец, самый крупный на сегодняшний день проект — атрибуты для дугана в Иволгинском районе.

В этом же зале нельзя не заметить девушку в творческом полете, что-то увлеченно создающую и шлифующую. Сарюна — студентка машиностроительного факультета ВСГУТУ — проходит у Балжира Анандаевича практику:

— Я сделала скульптуру енота из пластилина и пришла сюда, чтобы отлить из металла для вуза, ну и получается, это моя специальность, вернее, один из ее разделов, потому что я учусь на технологии художественной обработки материалов, оттуда выходят ювелиры, ну и литьем занимаемся тоже.

Практикант Сарюна.

Возвращаясь к истокам – Ушарбай, Уранай

Незабываемая экскурсия по «Лотосу» заканчивается в его самом тихом уголке. Первое, что замечаешь в кабинете творца, это бурханай тала — гунгарба (священный буддийский алтарь), также взгляд невольно падает на множество сувенирных продукций — рай для человека, ценящего уют и интересующегося философией хюгге.

Прошу скульптора рассказать о себе, про жизнь и творчество. Балжир Анандаевич начинает спокойно и размеренно, рассказ словно уносит на берег полноводного Онона.

— Я родился в Аге, Могойтуйский район, село Ушарбай, в феврале 1967 года. Есть такой поселок Могойтуй, от него в семи километрах есть село Уранай, все детство там у меня прошло. Я там третий класс закончил, потом переехал в поселок Могойтуй, с 4-го по 8-й классы там учился, после 8-го класса уже сюда, в Улан-Удэ приехал, поступил на худграф в педагогическое училище, тогда худграф был номер один, проучился три года и меня призвали в армию.

После армии будущий скульптор горел желанием восстановить учебу, но группа, к сожалению, была закрыта. Потом пришла идея поступить в Красноярске в художественное училище имени В.И.Сурикова, в то время одно из передовых творческих учебных заведений профессионального художественного образования в стране. Балжир проучился в одном из крупнейших городов Сибири четыре года.

После окончания учебы Цыжипов начал практиковаться в знаменитом Цугольском дацане «Даши Чойпэллинг», старейшем в Забайкальском крае.

— Мой старший брат Цыденжап перенял опыт у самого Даши-Нимы Дугаровича Дугарова. Он позвал меня на реставрацию этого дацана. До 1994 года я здесь проработал.

В 1993 году народный художник РСФСР, советский и российский живописец, член-корреспондент Российской академии художеств Даши-Нима Дугаров пригласил Балжира Цыжипова в свою школу-студию «Буряад зураг», которую он открыл в Улан- Удэ. Здесь читали лекции по буддийской живописи танка, иконописи, росписи. Под руководством Даши-Нимы Дугаровича ученики осваивали минеральные краски, сами натирали их из минералов.

Самой первой работой художника Балжира Цыжипова в стиле «буряад зураг» является роспись Калачакры минеральными красками для Дуйнхор хурала, а бронзовой скульптурой — Будда Шакьямуни.

— Девять лет мы с Дугаровичем плотно работали. В 1996 году приступили к реставрации Агинского дацана, потом начали работу по литью из бронзы, изготовили четверых львов, бар по-бурятски, это было у нас первой работой по бронзе. Лепку, сборку мы делали сами. Также мы с братом Цыденжапом создали скульптурные комплексы «Бальжан хатан», «Бабжа-Барас Батор», которые установлены в поселке Агинское. В 2005 году начали создавать свою мастерскую в Улан-Удэ. В начале пути нас было трое, это дядя Митя — литейщик из Москвы, специально его пригласили, брат Цыденжап, один из основателей, директором был у нас до 2013 года, ушел из жизни из-за несчастного случая.

При мастерской функционирует лицензированная реставрационная компания с возможностью реконструировать старинные здания.

— Но в основном сейчас стараемся именно по литью работать, — делится мастер.

Скульптор поделился также мыслями в будущем обучать молодежь, чтобы в дальнейшем все работало, по его словам, с улицы бесполезно найти.

— В техноложке готовят, но у студентов практики особо-то нет, скажу мало, и в основном у нас учатся. Также хочу поведать про свой род дарханов, мне кажется, благодаря своему роду и стараемся тоже не подвести его, ведь генетически внесли свой вклад, надо же пользоваться этим.

— А что самое тяжелое в вашей работе?

— Везде есть трудности, их стараемся преодолевать. Вдохновляет сама работа, сам процесс, начиная от эскизов, самим все надо же делать. Вот у нас, например, был заказ из Екатеринбурга, вылепили мамонта, мамонтенка, бизона, носорога шерстистого, двух львов, в масштабе высота скульптуры вышла в 3,30. Мы не стоим на месте, творчески настраиваемся, молодежи тоже говорим, чтобы творчески работали, принимали участие в выставках. Хочу отметить, что нам достаточно трудно совместить творчество и производство.

В основном мы создаем бюсты Героев Великой Отечественной войны, Социалистического Труда, реже писателей. В Догое установили бюст Даширабдана Батожабая, бюст Исая Калашникова на территории 47-й школы в Улан-Удэ, памятник знаменитому драматургу Александру Вампилову установили на его родине в Кутулике.

Мастер с большой буквы затронул также тему бурятского языка. Балжир Анандаевич сетует, почему в его школе не преподавали родной язык. На агинском диалекте  выражается прекрасно, но, говорит, этого недостаточно, хотел бы знать книжный бурятский. И такой перфекционизм относительно бурятского языка заставляет сердце биться чаще.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру